Церебральный паралич у детей до года. ДЦП у новорожденных: симптомы. Методы лечения ДЦП.

«Отдали целителям месячную зарплату»: как лечат детей с ДЦП

Церебральный паралич у детей до года. ДЦП у новорожденных: симптомы. Методы лечения ДЦП.

Диагноз «детский церебральный паралич» (ДЦП) в России, по разным данным, ставится в четырёх — шести случаях на 1 тыс. новорождённых. Это заболевание — одна из главных причин детской инвалидности.

Можно ли вылечить ДЦП, правда ли, что дети с таким диагнозом появляются только в неблагополучных семьях, что в поведении ребёнка должно насторожить родителей, а также о том, какие методики реабилитации наиболее эффективны, — в материале проекта RT «Дальше действовать будем мы».

По официальным сведениям, в России живут около 87,5 тыс. детей до 17 лет с ДЦП, однако многие эксперты считают, что эти данные занижены, учитывая частотность появления детей с таким диагнозом (четыре — шесть случаев на 1 тыс. новорождённых). Это второе по распространённости неврологическое нарушение в детстве и одна из главных причин детской инвалидности.

До сих пор в обществе существует множество стереотипов о ДЦП. «Например, принято считать, что дети с таким диагнозом появляются в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем и вообще ведут маргинальный образ жизни, что, конечно, совершенно не соответствует действительности», — рассказывает руководитель реабилитационного центра «Родник» Елена Казаченко.

На самом деле, ДЦП может возникать из-за внутриутробных нарушений, во время родов (например, из-за акушерских ошибок) или в первые несколько лет жизни малыша.

Неврологическое нарушение может также возникнуть, если младенец перенёс энцефалит или менингит.

За последние 20 лет детей с ДЦП в России стало в несколько раз больше. Это связано с несколькими факторами: при родах стали чаще применять стимуляторы, недоношенных детей начали лучше выхаживать, кроме того, приобрела большую популярность процедура ЭКО, что повышает вероятность многоплодной беременности, являющейся одним из факторов риска.

Болезнь одна, симптомы разные

Из-за неврологических патологий у ребёнка возникают все сопутствующие симптомы ДЦП, начиная от проблем с двигательной активностью и заканчивая интеллектуальным отставанием. Нередко ДЦП сопровождается эпилепсией. При этом один подвид болезни может проявляться по-разному у каждого ребёнка.

Например, если ДЦП затронул артикуляционный аппарат и мышцы конечностей, то один ребёнок может всего лишь нечётко произносить слова и плохо манипулировать пальцами, а другой по той же самой причине — не уметь глотать и не двигать рукой.

Мышцы также могут быть слишком напряжёнными (гипертонус) или чересчур ослабленными (парез).

ДЦП отличается от других параличей тем, что младенческие рефлексы, которые должны естественным образом уходить, уступая место новым, остаются или исчезают гораздо медленнее нормы.

«Существуют определённые вехи развития: что должен делать ребёнок в каждый месяц жизни. Например, в три месяца он уже хорошо держит головку, между восьмым и девятым мы ожидаем, что он садится, и ходить здоровый малыш начинает в 11—13 месяцев», — рассказывает войта-терапевт центра «Родник» Екатерина Кнолль.

По её словам, развитие каждого ребёнка может проходить немного быстрее или медленнее, чем развитие его сверстников. Поэтому родителям не стоит бить тревогу, если идёт отставание на пару недель.

«Врачи, конечно же, смотрят, как проходила беременность, какими были роды и состояние младенца после них, — продолжает Кнолль.

— Если в этом периоде ничто не настораживает, нет никаких неврологических симптомов, то шесть — восемь недель отставания ещё могут лежать на нижней границе нормы.

Если же отставание близится к трём месяцам, то здесь уже невролог должен искать причину и назначать программу реабилитации».

Специалисты подчёркивают, что ни в коем случае нельзя пытаться искусственно ускорить процесс развития ребёнка, если его организм  ещё не готов, например сажать или ставить на ноги раньше времени.

«От этого ребёнок не начнёт сидеть или стоять, потому что его мышцы ещё не получили соответствующий сигнал от мозга», — подчёркивает Кнолль.

«Нас никто не любит»

Вылечить ДЦП нельзя, но можно максимально скомпенсировать нарушенные функции, и чем раньше начнётся реабилитация — тем больше шансов на успех. «Разница между российской и зарубежной практикой реабилитации детей с ДЦП в том, что за границей специалисты подходят к процессу очень формально.

Они боятся в лишний раз дотронуться до ребёнка. Но для того чтобы был эффект, необходимо делать упор на развитие мышечного корсета — это не всегда комфортно ребёнку», — рассказала RT Мила Соловьёва, координатор благотворительного фонда «Шаг вместе» и главный редактор журнала «Жизнь с ДЦП».

В то же время за границей родители детей с ДЦП максимально социализированы. Независимо от категории инвалидности дети с раннего возраста посещают детские сады и школы, где с ними занимаются в течение дня педагоги и реабилитологи. В России же родители вынуждены находиться 24 часа в сутки с ребёнком, не имея возможности не только выйти на работу, но и элементарно сделать передышку.

Такая инфраструктура особенно важна для одиноких родителей. Не все супруги способны смириться с диагнозом малыша. Именно с такой ситуацией столкнулась Вероника, мать четырёхлетнего Феди.

После рождения мальчика круг общения его мамы сильно изменился. По её словам, «проблемные люди, как правило, никому не нужны. Всем хочется лёгкости, красоты, постоянно хорошего настроения.

Нас никто не любит».

Вероника вспоминает, как пыталась сделать фотографию Феди на загранпаспорт: «Фотограф отказывался снимать сына, который не может самостоятельно сидеть, у меня на руках, а потом стереть все лишнее фотошопом. Измучил ребёнка, пристыдил меня».

Федя не обслуживает себя самостоятельно, не очень хорошо сидит в кресле, поэтому даже на реабилитацию с ним добраться тяжело — часто требуется помощь двоих взрослых. Мама вынуждена находиться с сыном 24 часа в сутки и не может выйти на работу. «Да и не получится столько денег заработать, чтобы ещё двоих нянечек привлечь», — говорит Вероника.

«Врачи молчат, книг крайне мало»

Перечень процедур и упражнений составляется для каждого пациента индивидуально, в зависимости от конкретных нарушений и их интенсивности.

Но, как правило, для большинства программа реабилитации включает физическую терапию (ЛФК, массаж), занятия с логопедом и, при необходимости, — одну из специфических методик.

Если есть сопутствующие заболевания, например эпилепсия, то необходимо лечить и их.

Массаж и ЛФК преследуют несколько целей: помочь ребёнку осознать границы тела, получить больше контроля над мышцами и начать ими правильно пользоваться.

Перенапряжённые мышцы надо растянуть и расслабить, чтобы снять спазмы или судороги, а недостаточно задействованные — напротив, укрепить. Ребёнок через игру, упражнения с инструктором или на тренажёрах учится соблюдать равновесие, держать голову, сидеть, стоять и ходить.

Помимо физкультуры и массажа, также может использоваться войта-терапия, бобат-терапия, метод Фельденкрайза, занятия в костюме «Адели», напоминающем корсет, и другие, в том числе и немедицинские, методики вроде арт-терапии.

Многие процедуры можно и нужно делать с ребёнком дома, родителей специально учат соответствующим упражнениям. Постоянная реабилитация дома, пусть и без использования дорогостоящего оборудования, более эффективна, чем интенсивные, но периодические курсы в клинике.

Возможность заниматься с ребёнком дома напрямую зависит от уровня благосостояния семьи. Кроме того, ребёнок взаимодействует с другим человеком совсем по-другому, чем с мамой или папой, поэтому у него может быть меньше мотивации заниматься с семьёй, а родители далеко не всегда могут настоять на том, чтобы тот выходил из зоны комфорта.

Некоторые занятия кажутся бесполезными на конкретном этапе развития ребёнка. Так, может возникнуть вопрос: зачем ходить к логопеду, если малыш даже звуки толком не произносит?

Но специалисты говорят, что занятия с логопедом улучшают дыхание, учат жевать и глотать, а это в любом случае сделает жизнь малыша и его родителей проще. К тому же таким образом развиваются высшие психические функции: память, внимание, мышление, а на этом фундаменте выстроить речь уже проще.

Поскольку многие виды терапии не требуют лицензирования в России, а информации о ДЦП на русском языке по-прежнему немного, в данной сфере хватает и методик с недоказанным эффектом, и откровенных шарлатанов.

«Когда родилась наша дочь Вика (сейчас ей 15), информации не было практически никакой. Врачи молчат, книг крайне мало, интернет по диал-апу, одна страничка грузится вечность, — вспоминает Елена Казаченко.

— Отыскали в Петербурге целителей, обещавших за десять занятий вылечить ДЦП. Отдали им месячную зарплату, разумеется, с нулевым результатом.

Потом уже через других родителей стали узнавать, как должна выглядеть реабилитация, начали приглашать специалистов к нам в город».

Даже если ребёнок нормально пошёл и заговорил после реабилитации, физкультура для него остаётся пожизненной.

Постоянная реабилитация нужна и в случаях, которые кажутся безнадёжными. Во-первых, есть немало случаев, когда эффект проявлялся спустя несколько лет, а во-вторых, это упрощает уход за лежачим ребёнком: мышцы становятся эластичнее, его физически легче переворачивать и переносить.

«Ребёнок каждую минуту рискует подхватить инфекцию»

Программа реабилитации назначается исходя из рекомендаций невролога и может проходить как в государственных, так и в коммерческих клиниках.

Как пояснили RT в Минздраве РФ, «врач-невролог устанавливает диагноз ДЦП, в том числе детям, в рамках оказания первичной специализированной медицинской помощи в детских поликлиниках или при сложных диагностических случаях — в рамках специализированной медицинской помощи в неврологических отделениях для детей, являющихся структурными подразделениями детских больниц».

Реабилитация за государственный счёт проходит по направлению врача в соответствующих отделениях при многопрофильных детских больницах и центрах. По данным на конец 2018 года, в РФ было развёрнуто 4608 реабилитационных коек для детей, в том числе с ДЦП, добавили в Минздраве.

У реабилитации в государственных и муниципальных клиниках есть одно преимущество — она проводится бесплатно.

Однако при этом ждать места в центре можно до полугода. Также нет гарантий, что в центре окажутся нужные специалисты. Кроме того, ребёнку могут потребоваться три-четыре курса реабилитации в год, в то время как государство обеспечивает один-два курса.

Многие родители жалуются на формальный подход в государственных учреждениях. Например, Ильяс из Самары попал в областную клинику вскоре после выписки из роддома. Младенец, поступивший с низким гемоглобином, в больнице подхватил инфекцию, у него произошла остановка дыхания, вызвавшая необратимые неврологические изменения.

В девять месяцев врачи предположили, что у Ильяса ДЦП, а в полтора года диагноз подтвердился официально. Начались бесконечные госпитализации.

«Один раз мы были в областной клинике, там бесплатно пять процедур по пять минут. Остальное время ребёнок лежит в палате и каждую минуту рискует подхватить инфекцию. А любая болезнь для ребёнка с неврологией опаснее, чем для обычных детей, потому что для него это может быть откат назад», — рассказывает Мария, мама мальчика.

Большинство родителей понимают, что пока до них дойдёт очередь в государственных реабилитационных центрах, драгоценное время будет упущено. Поэтому они решают обращаться сразу в коммерческие центры: для них это не блажь, а единственный шанс на здоровое будущее ребёнка.

Стоимость курса в таких центрах колеблется от 80 тыс. до 600 тыс. рублей, а учитывая, что вся реабилитация может занять не один год, средства у семьи рано или поздно заканчиваются.

Проект RT «Дальше действовать будем мы» помог не одному ребёнку, нуждающемуся в реабилитации.

Мы собрали необходимую сумму на курс в сочинском дельфинарии для Ярослава Левицкого, чтобы он восстановил речь, нашли деньги на занятия для Романа Гоева из Омска, Ярослава Гезикова из Орла и Тимофея Бокарева из подмосковного Егорьевска, чтобы они научились ходить.

Сейчас открыт сбор для дочки Екатерины Полонской Евангелины. Чтобы научиться вставать, девочке требуется очередной курс реабилитации, стоимость которого составляет 150 тыс. рублей.

Официальные аккаунты проекта ДДБМ:

https://t.me/act_next
https://ok.ru/group/55780484513796
https://www..com/ДДБМ-765106317191772/

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/643887-lecheniye-deti-dcp

ДЦП: устранить повреждения мозга пока нельзя, но помочь детям можно | Милосердие.ru

Церебральный паралич у детей до года. ДЦП у новорожденных: симптомы. Методы лечения ДЦП.

В медцентре при Марфо-Мариинской обители. Фото Анны Гальпериной

Публикуем краткое резюме лекции для фондов, организованной нашим порталом и Центром реабилитации ДЦП на базе Марфо-Мариинского медцентра милосердия.

В настоящее время под термином «детский церебральный паралич» (ДЦП) принято понимать группу перманентных, то есть, постоянно присутствующих расстройств движения и позы, приводящих к ограничению функциональной активности, которые явились следствием непрогрессирующих расстройств развивающегося мозга плода или новорожденного.

ДЦП как отдельное заболевание был описан в 1861 году английским ортопедом Вильямом Литтлем. Он предположил, что имеется связь между нарушением течения беременности, патологией родов, недоношенностью, асфиксией новорожденных и развитием в дальнейшем нарушений движения ребенка.

Частота ДЦП в мире варьирует от 2 до 5 случаев на 1000 родов (в среднем 2,5 на 1000 родов). В России частота этого заболевания составляет 2,2-3,3 или 1,7-3,1 (по разным данным) на 1000 новорожденных, в Москве – 1,9 на 1000 детей. В Москве на данный момент проживает 5200 детей с ДЦП (до 18 лет).

Поражение центральной нервной системы, приводящее к ДЦП, может происходить  внутриутробно, в процессе родов и в первые 2 года после рождения.

Паралич бывает у 1% недоношенных детей.

По сравнению с доношенными детьми риск формирования церебрального паралича у детей, рожденных до 37 недели беременности, возрастает в 5 раз, а у детей, рожденных до 28 недели –  почти в 50 раз.

Чем ниже масса тела новорожденного, тем также выше процент заболеваемости. У половины детей, у которых при рождении масса тела была меньше 1 кг, диагностирован детский церебральный паралич.

Большая часть случаев ДЦП связана с нарушениями внутриутробного развития – по американским данным, это 70% случаев. 20% случаев связано с проблемами в процессе родов, 10% случаев — с поражениями (инфекциями, травмами) в первые 2 года жизни, пока мозг формируется.

Причины ДЦП

О причинах ДЦП существует много различных мнений, и заболевание рассматривается как полиэтиологическое (от «поли» — много и «этиология» — причина, т.е. заболевание, которое развивается по многим причинам).

Анализ причин, приводящих к возникновению ДЦП, показал, что в большинстве случаев выделить одну из них не представляется возможным, так как часто отмечается сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в периоде беременности, так и в родах.

Любое повреждение развивающегося мозга плода и новорожденного может повлиять на его развитие. Вмешательство в сложный процесс развития может как замедлить его, так и привести к частичной или полной остановке развития всего мозга или его отдельных участков — в том числе отвечающих за движение.

Медики классифицирует факторы риска возникновения ДЦП как пренатальные (другими словами — внутриутробные), интранатальные (то есть, возникшие во время родов) и постанатальные (послеродовые, возникшие в первые месяцы жизни новорожденного ребенка).

В медцентре при Марфо-Мариинской обители. Фото диакона Андрея Радкевича

К первым относятся — заболевания матери во время беременности, внутриутробное инфицирование плода, иммунологическая несовместимость матери и ребенка, прием беременными лекарственных препаратов, вредные привычки матери (алкоголь, курение), воздействие химических и физических факторов окружающей среды, стрессовые состояния, многоплодная беременность. Поражение ЦНС могут спровоцировать вирусы краснухи, ветрянки и герпеса, лихорадка или травма.

Интранатальные факторы – это асфиксия в родах, внутричерепная родовая травма.

Они могут привезти к развитию ДЦП, но как уже было сказано раньше, акушерские травмы – это лишь 20% случаев , в отличие от 70% — внутриутробных нарушений.

Нельзя не учитывать, что родовая травма чаще всего происходит на фоне предшествующего дефекта развития плода, при патологических, а иногда даже при физиологических родах.

10% заболевания ДЦП приходится на постнатальный период – это инфекционные заболевания новорожденного, билирубиновая интоксикация, черепно-мозговая травма.

Всего известно более 400 вредных факторов, нарушающих развитие мозга ребенка.

Говоря о поражении центральной нервной системы, приводящем к ДЦП, нельзя не сказать о важном, но печальном моменте – устранить повреждение мозга нельзя! В настоящее время нет способов, позволяющих удалить из мозга поврежденный участок и заменить его здоровыми нервными клетками. С другой стороны, существует множество способов помочь ребенку с церебральным параличом.

Симптомы и классификация ДЦП

Симптомы, характерные для детского церебрального паралича – это, в первую очередь, двигательные нарушения, а также: интеллектуальные нарушения и нарушения поведения, эпилепсия и другие пароксизмальные расстройства, нарушения зрения и слуха, нарушения речи (дизартрия) и питания.

В России общепринятой считается классификация форм ДЦП доктора медицинских наук врача-невролога Ксении Александровны Семеновой, которая учитывала развитие не только двигательной, но и интеллектуальной, психоречевой и эмоциональной сфер: спастическая диплегия; двойная гемиплегия; спастическая гемиплегия; атонически-астатическая форма; атактическая форма; гиперкинетическая форма ДЦП.

Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Для нее характерны двигательные нарушения в верхних или нижних конечностях, причем больше поражаются ноги. Спастическая диплегия обнаруживается у детей уже в первые месяцы жизни. Тонус разгибателей повышен, ноги вытянуты, сухожильные рефлексы высокие. Дети начинают сидеть и ходить в более позднем возрасте.

Высокий мышечный тонус способствует возникновению контрактур в суставах ног. Характерен гипертонус приводящих мышц бедра, вызывающий у отдельных больных перекрещивание ног.

Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, выражены все тонические рефлексы с ригидностью мышц, то есть, нарушения есть во всех конечностях – в руках часто больше, чем ногах. Обнаруживаются нарушения глотания, значительные нарушения или отсутствие речи. Речевые нарушения грубые, проявляются по принципу анартрии (отсутствия речи).

Выпрямляющие рефлексы туловища и реакции равновесия почти не развиты. Дети не удерживают голову, не сидят, не стоят, не ходят. Проявляют чрезмерную реакцию на звуковые раздражители — резко вздрагивают, совершают хаотичные движения.

В медцентре при Марфо-Мариинской обители. Фото диакона Андрея Радкевича

Задержка психического развития, связанная с первичным поражением мозга, усугубляется тяжелой обездвиженностью и невозможностью контактировать с детьми своего возраста. В 90% случаев отмечается умственная отсталость, в 60% — судороги.

Эта форма детского церебрального паралича нередко сочетается с микроцефалией и малыми аномалиями развития, что свидетельствует о патологии внутриутробного периода. Двойная гемиплегия диагностируется уже в период новорожденности. Жизнь этих детей зависит от ближайшего окружения. Прогноз двигательного, речевого и психического развития ребенка неблагоприятный.

Спастическая гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями преимущественно на одной стороне. Связано это с повреждением одного полушария мозга.

Перенесенные в раннем возрасте бактериальные менингиты или вирусные энцефалиты (особенно герпетические) приводят к васкулитам, формированию венозных тромбозов, паренхиматозным некрозам в мозгу, что клинически проявляется длительным периодом повторяющихся фокальных судорог и развитием гемиплегии.

Атонически-астатическую форму ДЦП связывают с поражением лобных долей мозга и лобно-мозжечковых путей.

В клинической картине на первый план выступает выраженная мышечная гипотония, дети долго не могут держать головку, сидеть, стоять, ходить. Реакции выпрямления и равновесия иногда отсутствуют до двух-трехлетнего возраста.

Самостоятельная ходьба возможна, однако достаточно поздно. Походка неустойчивая, с широко расставленными ногами.

Высока частота интеллектуального дефицита и речевых нарушений — до 90% случаев, что затрудняет социальную адаптацию таких детей. Считается, что под маской атонически-астатической формы ДЦП могут скрываться многие наследственные болезни и синдромы, плохо поддающиеся диагностике.

Атактическая форма – это 10-15% всех случаев ДЦП.

В первые месяцы жизни у ребенка регистрируется гипотония мышц и задержка моторного развития, что дает основание для предварительного диагноза — синдром «вялого ребенка».

По мере формирования моторных навыков и манипуляций руками становятся очевидными дискоординация, дисметрия, туловищная атаксия, интенционный тремор рук. Нарастает атаксия при стоянии и ходьбе.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется преимущественным поражением структур стриопаллидарной системы (подкорковых отделов мозга). Мышечный тонус изменчив, часто колеблется между гипотонией и нормотонией, наблюдаются перемежающиеся спазмы. Движения детей неловки, сопровождаются излишними двигательными реакциями.

Психическое развитие страдает меньше, чем при других типах. При психическом возбуждении, смене положения конечностей происходит резкое топическое сокращение мышц с патологической установкой сегментов руки на контрактуру или деформацию. Для больных характерна «вычурная» поза, которая затрудняет способность кисти к хвату и другим целенаправленным действиям.

В медцентре при Марфо-Мариинской обители. Фото диакона Андрея Радкевича

Ключ к реабилитации — система оценки моторных функций

К сожалению, ДЦП нельзя вылечить. Но детям с этим диагнозом можно помочь – развив компенсаторные возможности, которые у них имеются, приспособив домашнюю среду к их нуждам, предоставив вспомогательные средства передвижения и возможности социализации.

Не менее важно вовремя  предотвратить вторичные осложнения, которые возникают по мере роста ребенка, или могут развиться из-за неправильного ухода за ним.

Широкомасштабное исследование ДЦП, которое было проведено в Европе в 2008 году, показало, что 54% детей с ДЦП могут самостоятельно ходить. 16% детей передвигаются с помощью различных устройств. 30% детей не могут передвигаться.

(В России, к сожалению, ситуация хуже, так как нет эффективной системы абилитации и социализации таких детей, в результате у многих детей возможности развития упущены.)

То, как должна строиться реабилитация конкретного ребенка, во многом зависит от тех двигательных возможностей, которые у него сохранены.

В международном врачебном сообществе принята система классификации моторных функций – GMFCS (Gross motor function classification system). В системе GMFCS выделяется несколько уровней:

Уровень 1 – ходьба без ограничений

Уровень 2 – ходьба с ограничениями

Уровень 3 — ходьба с использованием ручных средств передвижения

Уровень 4 – сидит с опорой, самостоятельно не передвигается

Уровень 5 – ребенок обездвижен, самостоятельно не может поменять позу.

GMFCS 1-2 – это локальные двигательные проблемы при хорошем общем уровне моторного развития, проблемой также являются риски вторичных ортопедических осложнений.

Есть преграды для полноценной социализации — получения образования, занятий спортом.

Риском может стать и восприятие внешнего вида самим пациентов и его родными, которые могут, например, отказываться от специфической обуви – ортезов, руководствуясь мыслью, что «он у нас нормальный».

Цель реабилитации для такого больного – профилактика контрактур, улучшение двигательных функций, своевременные ортопедические операции (при необходимости), полная социализация, высокая самооценка ребенка. Здесь важна – ранняя и регулярная реабилитация при минимальной «больничной изоляции», психологическая помощь семье.

цель реабилитаций больных 1 и 2 уровней – сохранение свободы передвижения!

GMFCS 3 – проблемы этого уровня связаны с повышением рисков вторичных ортопедических осложнений и развитием болевого синдрома.

Проблемой также является утрата ранее достигнутых навыков (обычно происходит с 7-8 лет). Рбенку сложно социализироваться.

Часто используются неадекватные реабилитационные методы, проблемой также являются завышенные требования у родителей и медперсонала к ребенку.

В медцентре при Марфо-Мариинской обители. Фото Анны Гальпериной

Цель реабилитации этого уровня – сохранение возможности вертикализации и передвижения. коррекция позы и профилактика контрактур. Здесь важна регулярность и физическая доступность реабилитации, мультидисциплинарный контроль за состоянием ребенка, психологическая поддержка семьи.

GMFCS 4 – проблемой этого уровня является раннее достижение предела двигательных навыков, а затем их утрата с возрастом. Высокие риски тяжелых ортопедических осложнений. Болевой синдром. Трудности в уходе, резкое ограничение самообслуживания, зависимость от ухаживающего лица. Множество сопутствующих проблем со здоровьем.

Главные цели реабилитации больных 4-го уровня – сохранение возможности пассивной вертикализации, устойчивого положения в кресле, функций рук. Уменьшение боли, облегчение ухода. Реабилитация должна быть регулярной и физически доступной. Нужна психологическая помощь семье и доступность паллиативной помощи.

GMFCS 5 – целью реабилитации больных этого уровня является создание максимально комфортных условий существования, помощь в уходе за больным.

На всех этапах реабилитации вне зависимости от возраста ребёнка и степени тяжести двигательных нарушений необходимо наряду с медицинскими технологиями широко  использовать другие направления социальной реабилитации — нейропсихологическую реабилитацию, логопедическую. Ребенок должен получать образование, быть по возможности социально адаптирован.

При подготовке лекции и данного материала (в частности, о GMFCS и планах реабилитации для различных уровней нарушений моторики) использованы материалы докладов д.м.н. профессора Куренкова А.Л. и к.м.н Клочковой О.А., НЦЗД РАМН, на научных конференциях по неврологии.

Центр реабилитации детей с ДЦП — это совместный благотворительный проект православной службы помощи «Милосердие» и Марфо-Мариинской обители. Поддержать проект можно на специальной странице.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/dtsp-ustranit-povrezhdeniya-mozga-nelzya-no-pomoch-detyam-mozhno/

Дцп у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение — клиника «добробут»

Церебральный паралич у детей до года. ДЦП у новорожденных: симптомы. Методы лечения ДЦП.

Детский церебральный паралич – группа заболеваний, характеризующаяся нарушениями в двигательной, речевой, нервной и интеллектуальной сферах.

Формы детского церебрального паралича: моно-, тера-, парапараличи, различные парезы, шаткость походки, патология мышечного тонуса, гиперкинезы, расстройства координации движений, отставание в психическом развитии.

Кроме того, при ДЦП возможна эпилепсия, нарушения со стороны зрения и слуха, снижение интеллекта. Нарушение речи при ДЦП, как правило, сочетается с отклонениями в психической сфере.

ДЦП не прогрессирует и не относится к наследственным заболеваниям.

Причины возникновения диагноза ДЦП:

  • отклонения в развитии структур головного мозга;
  • гипоксия и ишемия в период внутриутробного развития плода и во время родов;
  • резус-конфликт и групповая несовместимость матери и ребенка;
  • инфекции у беременной в первый триместр беременности;
  • хронические болезни матери (пороки сердца, заболевания печени, сахарный диабет и т.д);
  • сильный токсикоз;
  • родовые травмы;
  • воздействие лекарственных препаратов, никотина, алкоголя;
  • недоношенность.

О первых признаках ДЦП в раннем возрасте речь пойдет ниже. Родителям необходимо крайне внимательно следить за развитием малыша, особенно в первый год после рождения.

Симптомы заболевания

В раннем возрасте, когда ЦНС еще не до конца сформирована, детки с ДЦП мало чем отличаются от других. Со временем разница становится более заметной – например, ребенок поздно начинает сидеть и ползать. Малыш не может самостоятельно стать на ножки и тем более ходить.

Признаки становятся еще заметней после года. У ребенка могут обнаружиться проблемы со слухом и зрением. Малыш не реагирует на речь и не пытается повторять слова. Пользуется одной рукой и не особо интересуется игрушками. Ребенок капризен и непослушен.

Отмечается повышенное слюноотделение и развивается косоглазие.

Формы детского церебрального паралича

Гиперкинетическая форма проявляется непостоянством мышечного тонуса, патологией речи, нарушением слуха. Умственное развитие таких малышей находится на среднем уровне.

Атонически-астатическая форма. Для нее характерен слабый мышечный тонус и сниженный интеллект. В ряде случаев такому малышу ставят диагноз олигофрения. Эта форма чаще всего развивается при поражении мозжечка и лобных долей. Занятия с детьми с ДЦП в классе обычной школы весьма проблематичны.

Спастическая диплегия – наиболее распространенная форма, сопровождающаяся нарушением мышечного тонуса. У ребенка с раннего возраста формируются контрактуры, деформируются суставы и позвоночник.

Для спастической диплегии характерно косоглазие и нарушение речи.

В данном случае занятия в реабилитационном центре для детей с ДЦП принесут ощутимый результат и помогут ребенку стать социально адаптированным.

Спастический тетрапарез – наиболее тяжелая форма ДЦП.

Атактическая форма относится к редким видам и сопровождается тремором рук и умеренным умственным развитием.

Дискинетическая форма – с неярко выраженными психическими особенностями развития детей с ДЦП.

При правостороннем гемипарезе страдает, как правило, одна сторона тела. При этой форме у ребенка может быть диагностирована эпилепсия и явное снижение интеллекта.

На нашем сайте https://www.dobrobut.com/ вы найдете больше информации о программе обучения для детей с ДЦП в школе (обычной и специализированной), а также сможете записаться на прием к нужному специалисту. Запись в круглосуточном режиме.

Симптомы ДЦП у новорожденных и детей младшего возраста

Симптоматика зависит от области поражения и степени поражения головного мозга. К основным проявлениям относятся:

  • непроизвольные сокращения различных мышц;
  • гипертонус мышц;
  • разнообразные нарушения при ходьбе;
  • ограничение подвижности;
  • патология со стороны слуха;
  • нарушение зрения;
  • снижение интеллекта.

Симптомы ДЦП у новорожденных: малыш двигает лишь одной ручкой и ножкой, не улыбается, может повернуть голову только в одну сторону. В дальнейшем такой ребенок не может самостоятельно перевернуться на животик, не реагирует на маму и на игрушки. Лечение ДЦП у детей должно начинаться как можно раньше. Только в таком случае гарантирован положительный результат.

Диагностика

Помимо осмотра ребенка необходимо провести ряд дополнительных исследований, а также выяснить у мамы, как протекала беременность и роды. Кроме того, обязательна консультация невропатолога, офтальмолога, психиатра и ортопеда. Дополнительные исследования:

  • электроэнцефалография, электромиография;
  • электронейрография;
  • МРТ головного мозга, КТ.

Крайне важно дифференцировать ДЦП от наследственных неврологических заболеваний.

Лечение

Лечение очень длительное и сложное. Результат зависит от степени поражения нервной системы, точности диагностики и своевременности начатого лечения. Большое значение имеет комплексность терапии и настойчивость родителей. Основной упор при ДЦП имеют немедикаментозные методы лечения.

Главную помощь больным ДЦП окажет врач кабинета ЛФК, который распишет схему реабилитационных мероприятий и покажет, как нужно выполнять те или иные упражнения. Не стоит также забывать о массаже, физиотерапии и использовании технических средств.

Методы реабилитации детей с ДЦП:

  • Бобат-терапия;
  • метод Войта;
  • нагрузочные костюмы;
  • «пневмокостюм».

В случае когда методы не дают положительной динамики, врачи рекомендуют оперативное вмешательство, которое вернет нормальную структуру тканям и обеспечит пластику сухожилий.

Если у вас остались вопросы и нужна консультация, запишитесь на прием в наш медицинский центр. Специалист поможет определиться с диагностикой и расскажет, в каком случае необходимы коляски для людей инвалидов с ДЦП. Запись на сайте и по вышеуказанным телефонам.

Связанные услуги:
Консультация педиатра
Грудное вскармливание, его роль в жизни ребенка

Источник: https://www.dobrobut.com/library/c-kliniceskie-proavlenia-diagnosticeskie-meropriatia-i-lecenie-dcp-u-detej

Церебральный паралич у детей

Церебральный паралич у детей до года. ДЦП у новорожденных: симптомы. Методы лечения ДЦП.

Ребенок учится держать головку, самостоятельно сидеть и ходить позже, чем нужно. Рефлексы, которые должны исчезнуть к 6-8 месяцам, сохраняются дольше.

Иногда к 1,5 годам одна рука работает лучше, потому что другая половина тела слабее. Мышцы бывают и расслабленными и чересчур напряженными, из-за этого у конечностей неестественное состояние.

Движения слишком резкие или медленные, часто неконтролируемые.

Также выделяют следующие признаки развития детского церебрального паралича у ребенка:

  • деформация скелета;
  • асимметричность конечностей;
  • умственная отсталость — у 30-50%;
  • нарушение слуха;
  • проблемы с речью;
  • нарушенное проглатывание;
  • неконтролируемое слюнотечение;
  • судороги — в 30% случаев;
  • близорукость или косоглазие — у 70%;
  • неконтролируемые мочеиспускание и испражнения.

Факторы развития ДЦП

К причинам появления заболевания относятся:

  • преждевременные или сложные роды
  • гипоксия или асфиксия;
  • инфекции при беременности;
  • наличие близнеца;
  • врожденные аномалии спинного или головного мозга;
  • нарушенное мозговое кровообращение;
  • хронические болезни, гипо- и авитаминоз у матери;
  • курение и употребление алкогольных напитков матерью;
  • резус-конфликт.

Часто присутствует несколько факторов риска. Назвать конкретную причину возможно не во всех случаях.

Стадии церебрального паралича у детей

Выделяют следующие ступени развития ДЦП:

  • Ранняя — до 4-5 мес.
  • Начальная резидуальная — с 6 мес. до 3 лет.
  • Поздняя резидуальная — с 3 лет.

Формы заболевания

Типы церебрального паралича у детей классифицируют по МКБ-10. Синдром относится к VI классу — заболевания нервной системы. Раздел — Церебральный паралич и остальные паралитические синдромы.

Развитие ребенка при детском церебральном параличе

Психоэмоциональные особенности проявляются по-разному: некоторые дети раздражительны, возбудимы, страдают от резкой перемены настроения. Другие же стеснительны, боязливы, с трудом контактируют с людьми.

Ограничение двигательной активности вызывает искривление позвоночника, контрактуру и внутренние патологии. Из-за нарушений речи полноценное общение ограничено или отсутствует.

Родителям нельзя проявлять излишнюю жалость и впечатлительность в воспитании. Нужно чаще хвалить ребенка, побуждать к активным действиям, формировать нормальную самооценку, все это очень важно для нормального развития ребенка.

Родители должны помочь больному социально адаптироваться.

Реабилитация и ЛФК детей-инвалидов с ДЦП: оборудование, тренажеры

Церебральный паралич у детей до года. ДЦП у новорожденных: симптомы. Методы лечения ДЦП.

Проблема лечения и реабилитации детей с органическими поражениями центральной нервной системы, а также создания для них инклюзивной среды — один из нерешенных на сегодняшний день вопросов в сфере медицины, образования и социального обеспечения. Детская инвалидность в Украине, согласно статистике МОЗ, представлена на 60–70% именно такими патологиями. При этом ДЦП является самым распространенным заболеванием.

Причины и проявления ДЦП

ДЦП — это заболевание ЦНС, возникающее вследствие органического поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Для него характерно проявление ряда особенностей:

  • ДЦП развивается в перинатальном периоде (с 22 полной недели внутриутробного развития плода и по 7-й день включительно после рождения ребенка);
  • чаще всего нарушения касаются двигательной активности, но могут затрагивать и координацию движений, функции зрения, слуха, речи, психики и пр.;
  • помимо вышеперечисленных симптомов могут наблюдаться и такие характерные признаки ДЦП, как патологический мышечный тонус, ЗПР, неконтролируемые движения, судороги, трудности с глотанием, эмоциональные и другие проблемы;
  • заболевание является хроническим и не прогрессирует со временем. Иногда специалисты говорят о «ложном прогрессировании», когда состояние больного ребенка усугубляется по мере его взросления. Но на самом деле это происходит из-за того, что становятся явными скрытые патологии и присоединяются вторичные осложнения;
  • проявления зависят от степени поражения нервной системы, своевременности и адекватности лечения, последующей реабилитации и многих других факторов, в том числе и индивидуальных особенностей ребенка;

Признаки ДЦП могут быть от едва заметных до полной инвалидизации ребенка. Причин, вызывающих паралич, может быть множество, но их объединяют в три большие группы, связанные с:

  • патологиями течения беременности;
  • осложненными родами;
  • первыми неделями жизни новорожденного.

Наиболее уязвимыми перед ДЦП являются недоношенные дети (в Украине их рождается свыше 20 тыс. ежегодно). И чем меньше срок гестации, тем выше вероятность, что из-за незрелости органов и их систем пострадает от гипоксии головной мозг.

Ситуация усугубляется отсутствием специального современного оборудования в перинатальных центрах и детских больницах, необходимого для выхаживания таких детей.

Риск ДЦП повышает крупноплодная беременность, неправильное положение плода, предлежание плаценты или ее преждевременная отслойка, узкий таз матери, резус конфликт, стремительные роды или их медикаментозная стимуляция, ошибки при родовспоможении и пр.

Различают такие формы ДЦП, как:

  • спастическая диплегия (паралич рук и ног);
  • двойная гемиплегия (тяжелая форма ДЦП, приводящая к ригидности мышц);
  • гемипаретическая форма (парез конечностей правой или левой стороны);
  • гиперкинетическая форма (непроизвольные движения);
  • атонически-астатическая форма (страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается атония мышц).

ДЦП может проявляться и в виде минимальных мозговых дисфункций — неврологических нарушений, вялости или гиперактивности, повышенной возбудимости, утомляемости, неусидчивости, головных болей, тиков.

Особенности реабилитации детей с ДЦП

Можно ли вылечить ДЦП? Ответ однозначный — детский церебральный паралич не лечится. Ведь невозможно устранить состояния, связанные с повреждением различных участков головного мозга на ранних стадиях его развития.

Благодаря своевременному применению различных методов реабилитации последствия повреждений можно компенсировать в различной степени (иногда в очень значительной). Цель реабилитации детей с ДЦП — социализация в обществе, развитие различных навыков, улучшение качества жизни.

Как понять, что у ребенка ДЦП? Диагноз устанавливает детский врач-невролог на основе осмотра пациента, изучения анамнеза, проведения различных исследований.

Степень и сроки появления симптомов ДЦП у ребенка до года зависят от локализации повреждений головного мозга и их тяжести. При наличии серьезных поражений симптомы ДЦП можно наблюдать уже после рождения.

При легкой форме ДЦП у новорожденных его признаки появляются постепенно в течение первого года жизни и позже, поэтому так важно их не пропустить.

Своевременная комплексная реабилитация при ДЦП позволит максимально эффективно адаптировать пациента. Мозг ребенка раннего возраста стремительно развивается и отличается невероятной пластичностью в плане компенсации нарушенных функций. Реабилитационные программы предусматривают физиотерапевтическое, медикаментозное, психологическое, личностное и социальное воздействие на детей.

Лечебная физкультура является одним из важнейших средств реабилитации детей с органическими поражениями центральной нервной системы.

Цель ЛФК при ДЦП — развитие мышц, снижение их гипертонуса, улучшение координации движений, способности к произвольному торможению, увеличение амплитуды движения в суставах и пр.

Занятия лечебной физкультурой способствуют улучшению обучаемости детей, формированию у них навыков самообслуживания, элементов трудовой деятельности и пр.

Методика ЛФК при ДЦП базируется на таких принципах:

  • регулярность;
  • систематичность и непрерывность занятий ЛФК;
  • индивидуальный подход;
  • учет локализации поражений и тяжести заболевания;
  • учет возраста ребенка, уровня психического и физического развития.

Чем раньше начать применение ЛФК при ДЦП, тем лучших результатов можно добиться. При тяжелых формах заболевания сохранение текущего состояния ребенка (отсутствие ложной прогрессии) уже является хорошим результатом.

Существует огромное количество методик ЛФК и оборудования для реабилитации детей с ДЦП, которые успешно применяются в работе. Их выбор и время проведения определяет специалист.

Оборудование для создания инклюзивного пространства

В результате замалчивания проблем детей с ДЦП и отсутствия финансирования жизненное пространство оказалось полностью неприспособленным под их нужды.

На сегодняшний день в образовательной и других сферах заговорили об инклюзии — такой организации обучения и жизнедеятельности, при которой все дети, независимо от состояния здоровья и других особенностей, включаются в общую систему.

При этом не ребенок должен приспосабливаться под систему, а система под него. С этой целью внимание уделяется созданию специальной образовательной среды.

Для повышения эффективности занятий ЛФК как одного из популярных методов реабилитации необходимо разнообразное оборудование. Оно может использоваться в различных образовательных и реабилитационных учреждениях, инклюзивно-ресурсных центрах и для занятий ЛФК дома. В интернет-магазине «Инклюзия» можно купить такие виды оборудования для ЛФК:

Мы являемся официальными поставщиками оборудования для ЛФК и для реабилитации после ДЦП известных брендов. Купить его у нас можно по ценам от производителей.

Оно позволить эффективно выполнять различные комплексы ЛФК с целью улучшения состояния здоровья детей. При необходимости у нас можно получить консультации специалистов, касающиеся выбора оборудования.

Мы делаем все для того, чтобы дать детям шанс на полноценную жизнь!

Источник: https://inkluzia.com.ua/ru/reabilitatsiya-ta-lfk-ditey-invalidiv-z-dtsp-obladnannya-trenazheri/

Искарик
Добавить комментарий