Чем отличается контроль от надзора. Разница между контролем и надзором

Отличия технического надзора от строительного контроля. – компания DMSTR

Чем отличается контроль от надзора. Разница между контролем и надзором

С 2004 года вступил в силу Градостроительный Кодекс РФ, в котором понятие «технического надзора» отсутствует. По смыслу данное понятие заменяется «строительным надзором», который в свою очередь является частью «строительного контроля».

Технический надзор – это комплекс экспертно-проверочных мероприятий, направленных на поддержание надлежащего качества строительства объекта в соответствии установленным в нормативных документах срокам, стоимости и объемам материалов.

Технадзор в строительстве это то же самое, что и строительный надзор. Технадзор – это мероприятия, которые проводит управление строительного надзора и экспертизы.

Кто осуществляет технический надзор за строительством

Осуществление технического надзора в строительстве проводится государственным органом (городским или региональным) – управлением строительного надзора и экспертизы. Управление технадзора в строительстве осуществляет проверку качества строительства и характеристик объекта во время его приемки, перед последующей сдачей  в эксплуатацию.

Технический надзор строительства объекта может осуществляться государственными органами и подрядными организациями, кроме того существует технический надзор Заказчика и авторов проекта.

Роль СРО в технадзоре

СРО – саморегулируемая некоммерческая организация, призванная регулировать профессиональную деятельность участников рынка за рамками определенных государством базовых минимальных требований.

Важно добавить: СРО функцией технического надзора не обладает, оно только лишь выдает допуски.

Эти органы не только принимают готовые объекты, но и выдают разрешение на строительство. Без такого разрешения ничего строить в нашей стране нельзя.

Независимый технадзор за строительством

На крупных и технически сложных объектах существует независимый технический надзор за качеством строительства, который проводится специализированными коммерческими организациями, с допуском СРО, привлекаемыми заказчиком.

Технический надзор заказчика за строительством

С целью контроля действий подрядчиков на всех этапах проведения строительных работ осуществляется технадзор заказчика.

Функции технического надзора в строительстве

Сотрудники государственного управления проверяют объект на отсутствие дефектов, элементов брака, соответствие конструкции и проекта перечню применяемых к нему требований (СНИПов, ГОСТов), наличие и состояние необходимого пакета документов  и т. д.

В случае выявления каких-либо отклонений или несоответствий от нормативных показателей, процесс сдачи может усложниться и (или) затянуться. Следовательно, чтобы органам технического надзора за строительством сдать объект без осложнений, его качество не должно страдать. Именно для этих целей существует строительный контроль.

Что такое строительный контроль

Строительный контроль – это комплекс мероприятий по поддержке надлежащего качества строительства, выполняемых в процессе выполнения строительства.

Кто проводит строительный контроль

Стройконтроль заказчика осуществляется привлеченными независимыми специалистами и государственными органами не ведется.

Какие работы выполняет служба строительного контроля

Специалисты строительного контроля заказчика выполняют полный спектр работ, направленных на достижение соответствия фактического качества и характеристик строящегося объекта требованиям, заложенным в проектно-сметной документации.

 Спектр выполняемых ими работ обширен, он включает в себя полный цикл контроля подготовительных работ, идущих перед началом самого строительства. Далее контролю подлежит весь процесс строительства.

А после него сотрудники контролирующей организации совместно с заказчиком выполняют работы по сдаче объекта в эксплуатацию органам государственного технического надзора.

Работ много и они различные, поэтому строительный контроль в большинстве случаев осуществляет широкий круг узконаправленных высококвалифицированных специалистов различного профиля. Среди них должны быть геодезисты, конструкторы, архитекторы, проектировщики, сметчики и другие.

Обо всех работах, которые выполняют вышеуказанные специалисты, в одной статье рассказать сложно.  

Функции строительного контроля

В кратком перечне функции строительного контроля можно разложить на шесть пунктов:

  • Контроль непревышения суммы стоимости работ, заложенной в проектно-сметной документации. Отдельно стоит выделить контроль цены, применяемый в процессе строительства материалов, привлечения необходимого количества сотрудников и  установления уровня оплаты их труда.
  • Проверка качества строительства, т. е. качества выполнения работ и применяемых материалов. Работы оцениваются согласно СНИПам, а материалы – по документам, которые отражают их свойства.
  • Контроль соответствия заявленного и фактического объёмов работ и строительных материалов. И контроль остатка количества неиспользованных материалов.
  • Контроль ведения всей необходимой документации. Вместе с ним – контроль внесения изменений в документацию. Особенно изменений, способных повлиять на стоимость строительства.
  • Работы, направленные на уменьшение стоимости и продолжительности строительства путем нахождения самых оптимальных проектных решений и эффективной организации труда.
  • Поддержание постоянных взаимоотношений с подрядной организацией для защиты интересов заказчика.

Отличие строительного контроля от технического надзора

Законодательно понятия «строительный контроль» и «строительный надзор» регламентируются статьями № 52 и № 53 главы № 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Технический надзор и строительный контроль, в чем разница:

  • осуществление строительного контроля в отличии от стройнадзора происходит в процессе строительства;
  • технадзор в отличии от строительного контроля является функцией государственных органов;
  • технический надзор проверяет качество работ, а стройконтроль его обеспечивает.

Следует также отметить, что государственный надзор за строительством осуществляется только в предусмотренных Градостроительным Кодексом случаях. В большинстве своем при проведении строительных работ осуществляется только строительный контроль заказчика.

Выходит, два разобранных нами понятия дополняют друг друга, ведь без качественного контроля за строительством сдать объект будет или очень сложно или вовсе не получится.

Источник: https://dmstr.ru/articles/otlichiya-tehnicheskogo-nadzora-ot-stroitelnogo-kontrolya/

Строительный контроль и технический надзор (технадзор) – в чем разница?

Чем отличается контроль от надзора. Разница между контролем и надзором

Участники строительного процесса проводят регулярные проверки объекта на предмет соответствия авторскому замыслу, техническим нормам, экологической безопасности, соблюдения техники безопасности и тд.

Общероссийский официальный сайт размещает информацию о выборе поставщика, который окажет услуги по строительному контролю и технадзору объекта.

Авторский надзор, строительный контроль и технический надзор – в чем разница?

Что входит в технический надзор

Генподрядчики при проведении строительных работ проводят проверки контроля качества, обращаясь к независимым экспертам.

Независимая экспертиза – это распространенная практика получения объективных данных о работах на строительном участке.

Компания «Экспертсистема» обладает навыками проведения технического надзора и поможет решить задачи, с которыми сталкивается Заказчик при строительстве.

Какие задачи решает технадзор

  • обеспечение качества выполняемых работ;
  • соответствие проектной документации, соблюдение сметы;
  • гарантия соблюдения сроков сдачи проекта;
  • контроль применяемых в строительстве материалов.

Специалисты по строительному контролю «Экспертсистемы» имеют образование, позволяющее делать расчеты и давать экспертные заключения отдельных видов работ.

Качество теплоизоляции, подключение к канализации, вентиляционные системы, отопление, электричество – правильное функционирование систем зависит от добротной работы строителей и своевременного выявления недочетов.

На практике нередко работы проводятся с нарушением технологии, к сдаче готовится откровенный брак. Технический надзор или строительный контроль выявляет нарушения, дает предписания для устранения.

Выполняемые работы специалистами технадзора:

  • контроль качества работ (соблюдение технологий, стандартов);
  • контроль выполнения работ, утвержденных проектом;
  • выявление нарушений в плане хранения, складирования строительных материалов, оборудования, инструментов;
  • проверка отчетов о выполненных работах, сверка с фактическим объемом работ;
  • контроль сроков выполнения работ, согласно календарному плану;
  • анализ предоставленных смет;
  • проверка наличия сертификатов, документов на строительные материалы, инструменты, технику;
  • участие в государственной приемочной комиссии;
  • взаимодействие с организацией-проектировщиком;
  • проверка устранений выявленных нарушений;
  • контроль ведения всей документации, изменений к ней.

Технический контроль и строительный надзор проводится с применением технических средств, визуального, документального, лабораторного анализа для успешной сдачи готового объекта в эксплуатацию.

Что говорит закон о техническом надзоре

Согласно Градостроительному кодексу, организации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта должны проводить строительный контроль с целью проверки качества, соответствие проекту, регламентов технических работ, а про «технадзор» в кодексе не упоминается. Законодательство не дает отдельного определения технического надзора и технического контроля, все экспертизы на строительном участке объединены понятием «строительный контроль», в чем разница между этими понятиями?

В одном из пояснений Ростехнадзора говорилось, что надзор может быть только государственным, а контроль обеспечивает Заказчик строительства.

Хотя с точки зрения семантики это слова-синонимы, надзорными органами считались государственные структуры, а контролирующими – коммерческие.

Заявление долго обсуждалось специалистами, но к 2014 году понятия технический надзор и строительный контроль стали замещать друг друга.

До 2007 года организации проводили экспертизы, используя руководства от Ростехнадзора, с 2010 года вступили в силу новые нормативы, в которых понятие технадзора нет.

В настоящее время технадзор является частью строительного контроля, проводится Заказчиком строительства самостоятельно, либо с помощью привлечения сторонних организаций (если у Заказчика нет необходимых знаний и навыков, либо он желает получить независимую оценку).

Виды строительного контроля

Строительный контроль – это комплекс мероприятий с привлечением экспертов для точного соблюдения условий проекта. В зависимости от уровня привлеченных специалистов, порядка и целей экспертизы, надзор бывает внешним и внутренним.

Способ контроляВид
1Внешний контрольАвторский контроль осуществляет главный архитектор проекта.
Технический – проводится Заказчиком или Инвестором с целью контроля всех этапов строительства.
Государственный – проводят государственные органы:
  • федеральные органы исполнительной власти (управление Ростехнадзора);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ (службы строительного надзора).
2Внутренний контроль Входной – проверка соответствия поступающих на стройку материалов и изделий (ТУ, ГОСТ, сертификат и тд). Эта проверка проводится заказчиком или подрядчиком. Все зависит от того, кто отвечает за поставку на объект.
Операционный – соблюдение ППР, технологии выполнения, нормы.
Приемочный – проверка и оценка проведенных работ. На этом этапе проверяются все законченные работы, в том числе скрытые (например, фундамент). Все скрытые работы принимаются представителями технического надзора со стороны Заказчика, а также авторами проекта. По итогам принятия подписывается акт выполненных работ.

Чтобы провести технический контроль или строительный надзор, Заказчик (Инвестор), обращается к независимым экспертам, которые дадут заключение о соответствии объекта утвержденным ПСД и ПОС.

При приеме работ у Генерального подрядчика, Заказчик проверяет содержание, корректность всех заполненных документов (отчеты, журналы, ведомости и проч.). С момента приема работ всю ответственность будет нести Заказчик. Строительный контроль и технадзор проводят организации, которые не зависят, ни от подрядчика, ни от Заказчика.

Чем отличается строительный контроль от технического надзора? Формально можно сказать, что строительный контроль – это комплекс мероприятий, проводимых на всем этапе строительства специалистами подрядчика, Заказчика, а также независимыми экспертами (коммерческие структуры, СРО, государственные органы, авторы проекта). Следовательно, технический надзор – это мероприятия, которые проводятся Заказчиком или Инвестором с целью проверки соответствия работ (материалов, конструкций, изделий), утвержденных проектом.

В специализированной литературе часто обсуждается вопрос, чем отличаются строительный контроль и технический надзор. Согласно публикациям, технический надзор проводится Заказчиком, а строительный контроль упоминается в контексте проверок, проводимых госорганами.

Несмотря на то, что Градостроительный кодекс назвал все контрольные процедуры «строительным надзором», специалисты строительной сферы под «техническим надзором» подразумевают независимую экспертизу, проводимую Заказчиком, а «строительным контролем» – комплекс проверок на всем этапе строительства (авторский, технический, государственный, входной).

Источник: https://www.expertsistema.ru/tehnadzor/chem-otlichaetsya-stroitelnyj-kontrol-i-tehnicheskij-nadzor/

Основные отличия надзора от контроля. Разница между контролем и надзором

Чем отличается контроль от надзора. Разница между контролем и надзором

Мы привыкли к тому, что контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно на каждом предприятии, организации и фирме. Вопросов о целесообразности и надобности контроля, как правило, не возникает.

Но иногда мы слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие, отторжение и негативные эмоции. Так ли надо бояться этого слова, и есть ли существенная разница между надзором и контролем, мы и попытается выяснить.

Определение

Контроль – это учёт, проверка, сущность которого выражается в том, что субъект управленческого органа осуществляется контроль над тем, как на объекте выполняются требования вышестоящего органа.

Также контроль – это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом.

Контроль осуществляется как постоянно, так и время от времени (например, государственная проверка деятельности организации, осуществляемая раз в несколько лет).

Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью.

Цели контроля и надзора

Цель контролирующих органов – не только осуществить контроль, но и проверить целесообразность того или иного процесса. Оценка целесообразности при надзорных функциях не осуществляется, так как цель надзора – исключительно неукоснительное исполнение законов и конституции.

Органы, осуществляющие контроль и надзор

Любой управленческий орган, будь то организация, предприятие, город или государство, в той или иной степени осуществляет контроль над выполнением предписанных законов и норм в доверенной ему области. Контроль может осуществляться как государственными, так и негосударственными органами.

При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью. По отношению к надзору можно сказать, что его осуществляют специальные государственные органы, специализирующиеся на определённом виде надзора.

Виды надзора существуют следующие: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде.

Отличительная особенность в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.

Выводы сайт

  1. Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
  2. Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
  3. Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
  4. Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
  5. Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.

Понятие контроля и надзора

Общие черты и содержание контроля и надзора

1. Контроль и надзор являются государственными функциями.

2. Контроль и надзор проводятся субъектом (гос. органом).

3. Контроль и надзор осуществляются путём проверок.

4. По итогам осуществляются некие управленческие действия в отношении проверяемого объекта.

5. При проверке изучаются наборы параметров объекта и его деятельности.

6. Контроль и надзор исходят из заранее установленных целевых параметров проверяемого объекта и его деятельности.

Отличия содержания от контроля

Главный признак, по которому две этих функции различаются заключается в том, что, в случае осуществления контроля обязательна подчинённость проверяемого проверяющему; при надзоре – напротив, обязательным является независимость и самостоятельность проверяемого по отношении к проверяющему.

Кроме того, принципиальные отличия между контролем и надзором состоят в следующем:

1. Функция контроля является более широкой, чем функция надзора, так как помимо проверки исполнения законодательства, при контроле, в силу подчинённости объекта, проверяется ещё и исполнение текущих управленческих распоряжений.

2. При осуществлении процедуры контроля существует возможность прямого оперативного вмешательства в деятельность подконтрольного объекта, а при надзоре такая возможность отсутствует.

3. Цель контрольных процедур состоит не только в выявлении соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права, но также и в оценке эффективности осуществляемой деятельности. Надзор же осуществляется исключительно с целью выявления правовых нарушений в деятельности поднадзорных объектов.

4. Для контроля характерна плановость проверочных мероприятий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, то есть непрерывно, а также выборочно в ходе специальных контрольных мероприятий. Надзор же не может и не должен быть текущим, чтобы не вызвать длительных сбоев в деятельности поднадзорных объектов.

5. В случае проведения контрольных мероприятий по итогам проверки могут осуществляться как прямые, так и косвенные меры воздействия на объект проверки. В случае же надзорных – только косвенные.

Контроль – это государственная функция наблюдения за деятельностью и осуществления корректировки поведения подконтрольных объектов в целях достижения соответствия этой деятельности нормам права и целям деятельности, осуществляемым уполномоченными органами власти в отношении органов гос. власти, территориальных органов и организаций, находящихся в административном или имущественном подчинении у уполномоченного органа.

Надзор – это гос. функция проверки соблюдения закона надзорным объектом с последующим инициированием проведения процедуры привлечения его к юр.

ответственности за нарушение законодательства, осуществляемой уполномоченным органом гос. власти в отношении органов гос. власти, местного самоуправления , неопределённого круга юр. и физ.

лиц, независимо от ведомственной подчинённости и формы собственности, не находящихся в подчинении у уполномоченного органа.

Для установления сущность государственного контроля необходимо выделить его характерные признаки, составляющие его элементы, что позволило бы установить его индивидуальность и определить роль и место среди других близких понятий.

Среди ученых нет единства в определении сущность контроля, контроль рассматривают по-разному: как средство, форму, фактор, функцию, деятельность, элемент, систему, обратную связь и т.д. Каждый из этих подходов, на мой взгляд, имеет право на существование, поскольку отражает отдельный элемент, составляющий содержание емкого понятия «контроль».

Согласно А.М. Тарасову, контроль не является первичной деятельностью, поскольку он касается действий, осуществляемых независимо от контроля, но вместе с тем контроль представляет собой самостоятельный вид деятельности.

«Его сущность состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица» .

Таким образом, из этого определения следует вывод о том, что:

– целью контроля является наблюдение;

– контроль включает сбор и передачу данных о результатах контрольных мероприятий в компетентные органы;

– контрольные мероприятия направлены на выявление причин обнаруженных отклонений и определение путей их устранения для эффективного функционирования государственных органов.

С точки зрения теории управления, контроль присутствует в любой управляемой системе. Контроль традиционно представляют в виде двух взаимодействующих подсистем: контролируемой и контролирующей подсистем. Один из теоретиков менеджмента К.В.

Марков, отмечая общность государственного контроля с другими формами контроля, определяет государственный контроль как «форму государственной власти , обеспечивающую проверку выполнения органами государства законов и иных нормативных актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и обеспечения соблюдения на основе государственных интересов наиболее целесообразной деятельности подконтрольных объектов» . Из определения можно установить, что автор в значительной степени отождествляет понятия «управление» и «контроль», тем самым государственному контролю переданы и другие функции управления, расширены полномочия государственных контролирующих органов.

Что касается элементов, то здесь тоже можно выделить ряд подходов. Наиболее интересными являются следующие два подхода.

А.М.Тарасов выделяет информационную и управленческую составляющую государственного контроля. Особенность информационной составляющей контроля заключается в том, что она в своем непосредственном содержании пассивна, и в значительной степени состоит в получении необходимой информации, хотя и к этому не сводится.

Управленческая составляющая присуща государственному контролю постольку, поскольку он является неотъемлемым элементом государственной власти. Информация обеспечивает организацию деятельности субъектов воздействия, в этой связи контроль является организующим элементом.

Таким образом, управленческая составляющая контроля в своем содержании активна.

Согласно другому подходу, государственный контроль включает в себя три обязательных элемента:

1) проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;

2) проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;

3) принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).

В настоящее время отдельные аспекты государственного контроля и надзора регулируются отдельными нормативными правовыми документами, базовым из которых является Федеральный закон от 26.12.

2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ».

В общих положениях этого федерального закона содержится определение государственного контроля, которое можно представить схематично:

В ходе анализа этого определения можно сделать три замечания, которые, на мой взгляд, принципиально важны. Во-первых, в этом определении присутствует ссылка на основные методы государственного контроля.

Во-вторых, весьма значимо, что при определении государственного контроля идет деление деятельности уполномоченных органов государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов.

В-третьи, представленное выше определение является как определением государственного контроля, так и определением государственного надзора, поэтому, по моему мнению, принципиально важно разграничить эти понятия.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в отличие от Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» рассматривает надзор как более широкое понятие, включающее в себя контроль. (ч.1 ст. 60 УИК РФ).

Источник: https://profov.ru/vneooborotnye-aktivy/osnovnye-otlichiya-nadzora-ot-kontrolya-raznica-mezhdu-kontrolem-i.html

Искарик
Добавить комментарий