Маркировка трубопроводов отопления и гвс. Как маркировать трубопроводы пара? Маркировка коммуникаций различными приспособлениями

Требования к покраске трубопроводов – Пожарная безопасность

Маркировка трубопроводов отопления и гвс. Как маркировать трубопроводы пара? Маркировка коммуникаций различными приспособлениями

Защитная окраска трубопроводов является основным способом предотвращения коррозии и агрессивных воздействий среды на материал трубы. Основная задача защитной окраски — предотвратить контакт трубопровода с окружающей средой во всём диапазоне рабочих параметров трубопровода.

Совершенно иную, но не менее важную функцию выполняет обязательный элемент маркировки трубопроводов — опознавательная окраска трубопроводов. Она предназначена для быстрой идентификации вещества, транспортируемого по трубопроводу и степени его опаcности.

Нормативная документация по опознавательной окраске трубопроводов

В каждой отрасли существует ряд нормативной документации, регламентирующей вопросы опознавательной окраски трубопроводов, однако все эти документы либо ссылаются, либо повторяют требования основного стандарта по идентификации трубопроводов в Российской Федерации — ГОСТ 14202.

Такая унификация маркировки позволяет однозначно определить содержимое трубопровода на любом объекте — от небольшой модульной котельной до атомной электростанции и нефтеперерабатывающего завода.

Исключениями, на которые не распространяются требования ГОСТ 14202, являются трубопроводы с медицинскими газами, судовые и авиационные трубопроводы.

Основные требования к опознавательной окраске трубопроводов

Опознавательная окраска трубопроводов предусматривает цветовую идентификацию в зависимости от транспортируемой среды, а также нанесение предупреждающих колец, которые определяют степень опасности содержимого трубопровода.

Существует десять укрупненных групп веществ, каждой из которых соответствует определенный цвет (таблица 1):

Таблица 1 — Цвета опознавательной окраски трубопроводов
Транспортируемое веществоОбразцы и наименование цветов опознавательной окраски
Цифровое обозначение группыНаименование
1ВодаЗеленый
2ПарКрасный
3ВоздухСиний
45Газы горючиеГазы негорючиеЖелтый
6КислотыОранжевый
7ЩелочиФиолетовый
89Жидкости горючиеЖидкости негорючиеКоричневый
10Прочие веществаСерый

Часто опознавательную и защитную окраску совмещают — наносят на трубопровод покрытие того цвета, который характеризует транспортируемую среду.

Однако, во многих случаях это не возможно, например:

  • — необходимое в конкретных условиях защитное покрытие имеет цвет, отличный от требуемого по ГОСТ 14202;
  • — на трубопровод монтируется теплоизоляционная конструкция;
  • — трубопровод уже имеет заводское защитное покрытие;
  • — трубопровод выполнен из цветного металла и его окраска не требуется.

В этих случаях стандарт позволяет выполнять защитную окраску не по всей длине трубопровода, а участками.

При таком способе намного эффективнее применение маркировочных лент различных цветов. Их проще и быстрее нанести на трубопровод, а долговечность и презентабельность такой маркировки значительно выше.

Ширина цветных участков для трубопроводов диаметром (включая тепловую изоляцию) до 300 мм должна быть не менее четырех диаметров, а для трубопроводов диаметром более 300 мм — не менее двух диаметров. На трубопроводах больших диаметров допускается окраску наносить в виде полос высотой не менее ¼ длины окружности трубопровода.

Интервалы нанесения опознавательной окраски трубопроводов должны быть не более 10 метров в помещениях, а также на наружных установках, и не более 60 метров на наружных магистральных трубопроводах.

Элементы опознавательной окраски должны быть нанесены у прохода трубопроводов через стены и перекрытия, в местах установки запорной арматуры, на вводах и выводах в зданиях и установках.

Подробнее с требованиями по опознавательной окраске трубопроводов можно ознакомиться в ГОСТ 14202.

Обязательным также является нанесение предупреждающих колец, несущих информацию о степени опасности среды, находящейся в трубопроводе. Цвет и количество колец приведены в таблицах 2-3, а схема нанесения на чертеже 1.

Таблица 2 — Цвета предупреждающих колец
Образцы сигнальных цветовНаименование сигнальных цветовСвойство транспортируемого вещества
КрасныйЛегковоспламеняемость, огнеопасность и взрывоопасность
ЖелтыйОпасность или вредность (ядовитость, токсичность, способность вызывать удушье, термические или химические ожоги, радиоактивность, высокое давление или глубокий вакуум и др.)
ЗеленыйБезопасность или нейтральность
Таблица 3 — Количество предупреждающих колец
ГруппаКоличество предупреждающих колецТранспортируемое веществоДавление в кгс/см²Температура в °С
1ОдноПерегретый парДо 22От 250 до 350
Горячая вода, насыщенный парОт 16 до 80Св. 120
Перегретый и насыщенный пар, горячая водаОт 1 до 16От 120 до 250
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)До 25От минус 70 до 250
Негорючие жидкости и пары, инертные газыДо 64От минус 70 до 350
2ДваПерегретый парДо 39От 350 до 450
Горячая вода, насыщенный парОт 80 до 184Св. 120
Продукты с токсическими свойствами (кроме сильнодействующих ядовитых веществ и дымящихся кислот)До 16От минус 70 до 350
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)От 25 до 64От 250 до 350 и от минус 70 до 0
Негорючие жидкости и пары, инертные газыОт 64 до 100От 340 до 450 и от минус 70 до 0
3ТриПерегретый парНезависимо от давленияОт 450 до 660
Горячая вода, насыщенный парСв. 184Св. 120
Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и дымящиеся кислотыНезависимо от давленияОт минус 70 до 700
Прочие продукты с токсическими свойствамиСв. 16От минус 70 до 700
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)Независимо от давленияОт 350 до 750
Негорючие жидкости и пары, инертные газыНезависимо от давленияОт 450 до 700

Черт. 1

При необходимости нанесения колец желтого цвета на трубы с газом (желтые) или с кислотами (оранжевые) их читаемость будет затруднена. Для этого случая ГОСТ 14202 предусматривает выполнение на предупреждающих кольцах каемки черного цвета шириной не менее 10 мм.

Аналогичное требование распространяется в случае нанесения колец зеленого цвета на трубопровод с водой (также зеленый) — по краям колец наносятся каемки белого цвета шириной не менее 10 мм.

Упростить работу по нанесению цветных предупреждающих колец на трубопроводы могут самоклеющиеся маркировочные ленты, которые при необходимости уже могут содержать каемки необходимого цвета.

Однако, ещё более эффективным является применение лент, которые одновременно имеют цвет фона, соответствующего группе транспортируемого вещества и необходимые предупреждающие кольца. В этом случае стоимость и скорость нанесения опознавательной окраски трубопроводов значительно снижается.

Пример маркировки трубопроводов самоклеющимися лентами

Обязательным элементом опознавательной окраски является размещение в доступных местах помещений или площадки предприятия схем и плакатов с указанием соответствующих требований ГОСТ 14202.

Для конкретизации веществ, транспортируемых по трубопроводам и их параметров, необходимо применение маркировочных надписей или щитков согласно требований ГОСТ 14202. Щитки должны содержать наименование вещества, направление его движения, а также соответствующие знаки опасности. Цвет, форма, размер и шрифт надписи должен соответствовать требованиям вышеупомянутого стандарта.

Ознакомиться с ассортиментом маркировочной продукции для трубопроводов.

Источник: http://www.targis.ru/blog/opoznavatelnaya-okraska-truboprovodov/

Окраска трубопроводов отопления и газовых труб: виды красок и технология окраски

Окраска металлических труб — это мероприятие, которое направлено на улучшение внешнего вида той или иной коммуникации. Помимо этого, нанесение краски на трубопровод позволяет обезопасить его от негативных коррозийных воздействий и внешних повреждений. На сегодняшний день существует несколько разновидностей красок, которые отличаются друг от друга составом и способом нанесения на трубу.

Покраска труб отопления

Покраска труб отопления может производиться различными красками, которые отличаются по своему составу, однако, все они должны обладать хорошей термоустойчивостью. В противном случае слой краски быстро придёт в негодность. Рассмотрим положительные моменты покраски труб:

  • окрашенный трубопровод приобретает презентабельный внешний вид. Краска имеет широкий спектр выбора цветов, что без труда позволяет подобрать оттенок, совместимый с любым интерьером;
  • трубопровод, на который была нанесена краска, является устойчивым к коррозийным воздействиям.

Перед покраской коммуникации трубы необходимо тщательно подготовить. Краска для трубопровода, по которому осуществляется транспортировка горячей воды, должна обладать следующими характеристиками:

  • высокий показатель термоустойчивости, составляющий не меньше 100 °C;
  • резистентность к истиранию;
  • очень важно, чтобы красящий состав не был токсичным, так как под воздействием высоких температур токсины начинают выделяться в воздух и способны причинить вред человеческому здоровью;
  • красящие составы должны быть устойчивыми к активным химическим соединениям.

Источник: https://stz-irk.com/trebovaniya-k-pokraske-truboprovodov/

Маркировка металлопластиковых труб – Трубы и сантехника

Маркировка трубопроводов отопления и гвс. Как маркировать трубопроводы пара? Маркировка коммуникаций различными приспособлениями

Широкое применение металлопластиковых труб в бытовых системах водоснабжения и отопления стало возможным благодаря уникальной конструкции, совмещающей в себе положительные черты металлических и пластиковых труб одновременно.

Металлопластиковые трубы – технические характеристики которых, несмотря на популярность изделий, знакомы далеко не каждому, отличаются высокими антикоррозионными свойствами, гибкостью и остаются при этом все такими же прочными. В данной статье мы дадим более подробную характеристику металлопластиковым трубам, опишем их строение и особенности использования.

Металлопластиковые трубы и фитинги для их соединения

Конструкция металлопластиковых труб

Состав труб из металлопластика

В качестве основы металлопластиковой трубы выступает внутренний слой полиэтилена, который придает трубе прочность и выполняет несущую функцию.

К нему посредством клеевого состава прикрепляется слой алюминиевой фольги, препятствующий диффузии кислорода и стабилизирующий трубу.

Края фольги свариваются между собой лазером встык. Стабилизирует металлопластиковые трубы температура их линейного расширения, которая становится сопоставима с температурой расширения металлических труб. Одновременно декорирующую и защитную функцию несет в себе наружный полиэтиленовый слой белого цвета.

Общая конструкция труб выглядит следующим образом:

  • полиэтиленовый слой;
  • слой клея;
  • алюминиевый слой;
  • еще один слой клея;
  • наружный слой полиэтилена.

Благодаря именно этой уникальной конструкции срок службы металлопластиковых труб является весьма длительным.

При всем этом, каждый конструктивный слой металлопластиковой трубы несет свою отдельную функцию. Так, сшитый полиэтилен, составляющий внутренний слой, обеспечивает внутренней поверхности необходимую гладкость, защищая ее от зарастания накипью и наслоений прочего типа.

Оба полимерных слоя оберегают сердечник из алюминия от формирования гальванических пар со стальными и латунными элементами трубопровода, уменьшают теплопроводность труб и интенсивность образования на них конденсата.

Конструкция металлопластиковой трубы

Формы выпуска металлопластиковых труб

Наружные диаметры металлопластиковых труб, производимые современными изготовителями, колеблются от 16 до 63 мм. Наиболее распространенными являются диаметры в 16, 20, 26 мм, иногда при формировании обширной разводки больших домов используют также диаметры в 32 и 40 мм.

Для разводки водопровода в обычной квартире вполне подойдет металлопластиковая труба – диаметр которой 16 или 20 мм. К примеру, основная разводка труб может быть сформирована из изделий 20 мм диаметра, тогда как из труб 16 мм можно провести отводы к ванне, смесителям и прочим бытовым приборам.

Стоимость фитингов под трубы в 20 мм диаметром существенно дороже в сравнении с соединительными элементами 16 мм труб.

Поэтому при нормальном давлении в центральной системе вполне можно использовать 16 мм трубы и соответствующие им фитинги без какого-либо ущерба.

Поставку труб осуществляют в форме бухт, размеры металлопластиковых труб в которых составляют от 50 до 200 м в длину.

Металлопластиковая труба: размеры трубы могут практически любыми, поскольку бухты иногда вмещают длину трубы до 200 м

Преимущества и недостатки металлопластиковых труб

Как уже упоминалось, трубы металлопластиковые технические характеристики и положительные качества вобрали от каждого из используемых в их производстве материалов.

Преимущества металлопластиковых труб

В результате удалось достичь следующего перечня преимуществ:

  • Стойкость к заиливанию и зарастанию.
  • Устойчивость к коррозии и антитоксичность.
  • Высокая пропускная способность, которая больше в сравнении с металлическими трубами аналогичного диаметра в 1,3 раза.
  • Устойчивость к агрессивным средам.
  • Надежность и долговечность. К примеру, стальная труба прослужит примерно 15-20 лет, если же взять металлопластиковые трубы – срок службы трубопровода составит около 50 лет.
  • Незначительный вес и высокая пластичность.
  • Низкая теплопроводность: в 175 раз меньшая в сравнении со стальными трубами и в 1300 раз – с медными.
  • Простота монтажа металлопластиковых труб своими руками, минимальное количество отходов, простой перечень инструментов для обработки, возможность заливать трубы в бетон без ограничений.
  • Хорошие звукоизоляционные свойства.
  • Антистатичность (непроводимость блуждающих токов).
  • Отличная ремонтопригодность без потребности в применении трубогибочного и сварочного оборудования.
  • Эстетичный внешний вид, не требующий покраски.

Недостатки металлопластиковых труб

При всех своих достоинствах металлопластиковые трубы не лишены и недостатков. Металл и пластик обладают различными коэффициентами расширения, поэтому постоянные перепады температуры жидкости в трубах могут приводить к ослаблению мест соединений металлопластиковых труб, что может вызвать появление протечек.

Данную особенность обязательно следует учитывать при прокладке труб: их следует прокладывать с некоторым запасом (не внатяжку).

В местах изгибов труб необходимо предусматривать компенсационные петли.

Изгиб металлопластиковой трубы при помощи специальной пружины

Кроме того, труба металлопластиковая – характеристики изгибания которой также обусловлены используемыми при ее изготовлении материалами, являясь довольно пластичной, боится многократных изгибов и приемлет изгибание только в определенных радиусах посредством специальных трубогибов.

Изогнуть трубу можно и вручную, однако перед этим потребуется вставить в нее специальную пружину и наполнить трубу песком. Независимо от метода изгиба, шаг имеющихся на трубе изгибов не должен быть менее 50 мм. Также не допускается скручивание труб относительно их центральной оси.

Сферы применения металлопластиковых труб

Помимо широкого использования в быту, качественная характеристика металлопластиковых труб позволяет использовать их в целом перечне различных областей:

  • Для транспортировки жидких и газообразных агентов в различных сферах промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
  • В системах, транспортирующих сжатый воздух.
  • При установке систем кондиционирования.
  • Для защиты и экранирования электрических силовых и других проводов.

Используемый при производстве металлопластиковых труб полиэтилен не содержит вредных примесей, благодаря чему изделия вполне пригодны в качестве элементов систем питьевого водоснабжения.

Бытовой водопровод из металлопластиковых труб

Ограничения в применении металлопластиковых труб также имеют место.

Так, их нельзя использовать в следующих случаях:

  • При устройстве систем центрального отопления с наличием в них элеваторных узлов.
  • В помещениях, которым была присвоена категория «Г» по нормам пожарной безопасности.
  • Если предполагается подача жидкости в трубы при рабочем давлении более 10 бар.
  • В местах, где располагаются источники теплового излучения с температурой поверхности свыше 150 градусов.

Трубы из металлопластика, помимо прочего, не следует применять в предохранительных, расширительных, сигнальных и переливных трубопроводах, а также в системах противопожарных водопроводов.

Технические характеристики металлопластиковых труб

Далее будет представлена техническая характеристика труб металлопластиковых на примере наиболее популярных труб диаметром 16 и 20 мм:

  • Толщина стенки металлопластиковой трубы диаметрами 16 мм и 20 мм составляет 2 и 2,25 мм соответственно, тогда как толщина алюминиевой прослойки в них при этом составляет 0,2 и 0,24 мм.
  • Вес одного погонного метра 16 мм трубы составляет 115 г, 20 мм – 170 г.
  • Объем жидкости, находящейся в 1 погонном метре трубы 16 мм трубы, составляет 0,113 л, 20 мм – 0,201 л.
  • Независимо от того, какой диаметр металлопластиковых труб используется, коэффициент расширения металлопластика составит 0,26х10-4 на ºС, коэффициент шероховатости – 0,07, коэффициент теплопроводности – 0,43 Вт/м*К.
  • Прочность клеевого соединения и сварного соединения алюминия составляет соответственно 70 Н/10 мм и 57 Н/мм2.
  • Показатель прочности при поперечном разрыве имеет значение в 2880 Н.
  • Минимальные радиусы изгиба труб вручную и с использованием трубогиба составляют соответственно 80 и 45 мм.
  • Показатель диффузии кислорода при эксплуатации труб составляет 0 г/м3.

График, иллюстрирующий срок службы различных типов труб в зависимости от рабочего давления

Отдельно следует поговорить о том, какое давление и какую температуру выдерживают металлопластиковые трубы.

При значении давления в трубопроводе, которое составляет 10 бар, рамки оптимальной (рабочей) температуры колеблются от 0 до 95 градусов.

Если же в металлопластиковые трубы давление жидкости подается в значении 25 бар, рабочая температура переходит в рамки 0…+25 градусов. Максимальная кратковременная температура рабочей среды, которую способен выдержать металлопластиковый трубопровод без потери целостности, составляет 110 градусов.

Показатель максимального рабочего давления в условиях эксплуатации труб при максимально допустимой рабочей температуре составляет 10 бар.

Источник: https://trubyisantehnika.ru/markirovka-metalloplastikovyih-trub.html

Технологические трубопроводы нефтебаз. Справочное издание – скачать бесплатно

Маркировка трубопроводов отопления и гвс. Как маркировать трубопроводы пара? Маркировка коммуникаций различными приспособлениями

Тюменский индустриальный институт

Ю.Д. Земенков, Н.А. Малюшин, Л.М. Маркова, А.Е. Лощинин

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НЕФТЕПРОВОДЫ НЕФТЕБАЗ

Справочное издание

Тюмень-1994 г.

В предлагаемом справочном издании приведены основные сведения о технологических трубопроводах нефтебаз: классификация трубопроводов, их назначение, детали и соединения трубопроводов, трубопроводная арматура, способы прокладки, методы монтажа трубопроводов и его элементов, испытание и сдача их в эксплуатацию.

Приведены технические характеристики насосов, применяемых на нефтебазах для осуществления операций по приему и отпуску нефтепродуктов. Рассмотрена совместная работа насосов и технологических трубопроводов.

В последних главах приведены методы механического и гидравлического расчета технологических трубопроводов.

Справочное издание предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ». Оно может быть полезным инженерно-техническим работникам, занятым в системе хранения и распределения нефти и нефтепродуктов.

ВВЕДЕНИЕ

Современные нефтебазы – это сложные комплексы инженерно-технических сооружений, связанные между собой технологическими процессами, обеспечивающими прием, хранение и снабжение потребителей нефтью и нефтепродуктами.

Выполнение всех основных операций на нефтебазах – перевалку нефти и нефтепродуктов крупными партиями с одного вида транспорта на другой, отпуск потребителю через сеть филиалов и автозаправочных станций, прием нефти и нефтепродуктов из магистральных и распределительных трубопроводов, нефтеналивных судов и барж, железнодорожных цистерн – невозможно представить без технологических трубопроводов.

Технологические трубопроводы работают в разнообразных условиях, находятся под воздействием значительных давлений и высоких температур, подвергаются коррозии и претерпевают периодические охлаждения и нагревы. Их конструкция делается все более сложной за счет увеличения рабочих параметров транспортируемого продукта и роста диаметров трубопроводов и ужесточения требований к надежности эксплуатируемых систем.

Затраты на сооружение и монтаж трубопроводов могут достигать 30% стоимости всего предприятия.

В связи с этим делом первостепенной важности специализированных проектных, строительных и эксплуатирующих организаций являются техническое совершенствование и перевооружение технологических схем на основе внедрения новейших достижений науки и использования передовой техники.

От правильного выбора конструкций, качественного изготовления элементов и организации строительства зависят экономия материальных ресурсов и сокращение потерь перекачиваемого продукта.

Все это требует от специалистов более глубоких знаний, четкого соблюдения правил и специальных технологических требований по строительству и монтажу трубопроводов.

Предложенные в работе краткие сведения об основах теории и расчета трубопроводов, способах эксплуатации и испытаниях на прочность и герметичность могут быть использованы студентами при изучении курсов “Проектирование и эксплуатация нефтебаз” и “Сооружение и капитальный ремонт трубопроводов и хранилищ”.

Оглавление

     Введение1. Назначение и устройство технологических трубопроводов нефтебаз    1.1. Назначение и состав трубопроводов    1.2. Условные проходы    1.3. Классификация трубопроводов2. Трубы, детали и соединения стальных трубопроводов    2.1. Стальные трубы и их применение    2.2. Способы и типы соединений трубопроводов    2.3. Приварные детали трубопроводов    2.4. Опоры, подвески и опорные конструкции    2.5. Трубы, детали и соединения трубопроводов из пластмасс    2.6. Резино-тканевые трубопроводы3. Трубопроводная арматура, детали контрольно-измерительных приборов и компенсаторы    3.1. Классификация и применение арматуры    3.2. Виды, обозначение и отличительная окраска арматуры    3.3. Компенсаторы    3.4. Контроль качества сварных соединений4. Монтаж стальных межцеховых трубопроводов общего назначения    4.1. Способы прокладки межцеховых трубопроводов    4.2. Монтаж надземных трубопроводов    4.3. Монтаж подземных трубопроводов    4.4. Монтаж компенсаторов    4.5. Монтаж трубопроводов с обогревом    4.6. Защита подземных трубопроводов от почвенной коррозии    4.7. Тепловая изоляция трубопроводов    4.8. Приемка и техническое освидетельствование смонтированных трубопроводов    4.9. Методы испытаний трубопроводов и испытательное давление    4.10. Защитная и опознавательная окраска трубопроводов    4.11. Сдача и приемка трубопроводов в эксплуатацию5. Насосные станции нефтебаз6. Технологические схемы трубопроводов нефтебаз7. Технологический расчет трубопроводов    7.1. Механический расчет трубопроводов нефтебаз    7.2. Гидравлический расчет изотермических трубопроводов    7.3. Гидравлический расчет неизотермических трубопроводов    7.4. Гидравлический расчет коллекторов    7.5. Гидравлический расчет сифонных трубопроводов    7.6. Гидравлический расчет разветвленных трубопроводных коммуникацийСписок литературы

1.1.Назначение и состав трубопроводов

Трубопровод – сооружение, состоящее из плотно соединенных между собой труб, деталей трубопроводов, запорно-регулирующей аппаратуры, контрольно-измерительных приборов, средств автоматики, опор и подвесок, крепежных деталей, прокладок, материалов и деталей тепловой и противокоррозионной изоляции и предназначенное для транспортировки жидких и твердых нефтепродуктов.

К технологическим относятся находящиеся в пределах нефтебазы трубопроводы, по которым транспортируют различные вещества, в том числе сырье, полуфабрикаты, промежуточные и конечные продукты, отходы производства, необходимые для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования.

Условия изготовления и монтажа технологических трубопроводов определяются: разветвленной сетью большой протяженности и различием конфигурации обвязки технологического оборудования; разнообразием применяемых материалов, типов труб, их диаметров и толщин стенок; характером и степенью агрессивности транспортируемых веществ и окружающей среды; различием способов прокладки /в траншеях, без траншей, каналах, тоннелях, на стойках, двух- и многоярусных эстакадах на технологическом оборудовании, а также на разных высотах и часто в условиях, неудобных для производства работ/; количеством разъемных и неразъемных соединений, деталей трубопроводов, арматуры, компенсаторов, контрольно-измерительных приборов и опорных конструкций.

Для того, чтобы смонтировать 1 т стальных технологических трубопроводов, необходимо помимо труб израсходовать в среднем различных деталей и арматуры в количестве до 22% его массы.

1.2.Условные проходы

Основная характеристика трубопровода – внутренний диаметр, определяющий его проходное сечение, необходимое для прохождения заданного количества вещества при рабочих параметрах эксплуатации /давление, температура, скорость/. При строительстве трубопроводов для сокращения количества видов и типоразмеров входящих в состав трубопроводов соединительных деталей и арматуры используют единый унифицированный ряд условных проходов.

Условный проход Ду – номинальный внутренний диаметр присоединяемого трубопровода /мм/. Труба при одном и том же наружном диаметре может иметь различные номинальные внутренние диаметры.

Для арматуры и соединительных деталей технологических трубопроводов наиболее часто применяют следующий ряд условных проходов /СТ СЭВ 254-76/, мм: 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 125, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 500.

Дня труб этот ряд – рекомендуемый, и Ду для них устанавливается в проекте, стандартах или технической документации.

При выборе трубы для трубопровода под условным проходом понимают ее расчетный округленный внутренний диаметр. Например, для труб наружным диаметром 219 мм и толщиной стенки 6 и 16 мм, внутренний диаметр которых соответственно равен 207 и 187 мм, в обоих случаях принимают ближайший из унифицированного ряда Ду, т.е. 200 мм.

Механическая прочность труб, соединительных деталей и арматуры при определенных интервалах температур транспортируемого по трубопроводу вещества или окружающей среды снижается. Понятие “условное давление” введено для учета изменений прочности соединительных деталей и арматуры трубопроводов под действием избыточного давления и температуры транспортируемого вещества или окружающей среды.

Условное давление Ру – наибольшее избыточное давление при температуре вещества или окружающей среды 20°С, при котором обеспечивается длительная работа арматуры и деталей трубопровода, имеющих заданные размеры, обоснованные расчетом на прочность при выбранных материалах и характеристиках их прочности, соответствующих температуре 20°С. Например, для арматуры и деталей трубопроводов из стали 20, работающих при избыточном давлении 4 МПа и транспортирующих вещество при температуре 20°С, условное давление Ру = 4 МПа, при температуре 350°С Ру = 6,3 МПа.

Для сокращения количества типоразмеров арматуры и деталей трубопроводов установлен унифицированный ряд условных давлений / ГОСТ 356-80/, МПа: 0,1; 0.16; 0,25; 0,4; 0,63; 1; 1,6; 2,5; 4; 6,3; 10; 12,5; 16; 20; 25; 32; 40; 50; 63; 80; 100; 160; 250.

Рабочее давление Рр – наибольшее избыточное давление, при котором обеспечивается заданный режим эксплуатации арматуры и деталей трубопроводов на прочность и плотность водой температурой не менее 5 и не более 70°С.

На трубопроводы и трубы ГОСТ 356-80 не распространяется, а является рекомендуемым. Ру и Рр для них устанавливаются проектом, стандартами или технической документацией.

1.3. Классификация трубопроводов

Технологические трубопроводы классифицируют по роду транспортируемого вещества, материалу труб, рабочим параметрам, степени агрессивности среды, месту расположения, категориям и группам.

По роду транспортируемого вещества технологические трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы, паропроводы, водопроводы, мазутопроводы, маслопроводы, бензопроводы, кислотопроводы, щелочепроводы, а также специального назначения /трубопроводы густого и жидкого смазочного материала, трубопроводы с обогревом, вакуумпроводы/ и др.

По материалу, из которого изготовлены трубы, различают трубопроводы стальные /из углеродистой, легированной и высоколегированной стали/, из цветных металлов и их сплавов /медные, латунные, титановые, свинцовые, алюминиевые/, чугунные, неметаллические /полиэтиленовые, винипластовые, фторопластовые, стеклянные/, футерованные /резиной, полиэтиленом, фторопластом/, эмалированные, биметаллические и др.

По условному давлению транспортируемого вещества трубопроводы разделяют на вакуумные, работающие при давлении ниже 0,1 МПа, низкого давления, работающие при давлении до 10 МПа, высокого давления /более 10 МПа/ и безнапорные, работающие без избыточного давления.

По температуре транспортируемого вещества трубопроводы подразделяются на холодные /температура ниже 0°С/, нормальные /от 1 до 45°С/ и горячие /от 46°С и выше/.

По степени агрессивности транспортируемого вещества различают трубопроводы для неагрессивных, малоагрессивных, среднеагрессивных сред. Стойкость металла в коррозионных средах оценивают скоростью проникновения коррозии – глубиной коррозионного разрушения металла в единицу времени /мм/год/.

К неагрессивной и малоагрессивной средам относят вещества, вызывающие коррозию стенки трубы, скорость которой менее 0,1 мм/год, среднеагрессивной – в пределах от 0,1 до 0,5 мм/год и агрессивной – более 0,5 мм/год.

Для трубопроводов, транспортирующих неагрессивные и малоагрессивные вещества, обычно применяют трубы из углеродистой стали; транспортирующих среднеагрессивные вещества, – трубы из углеродистой стали с повышенной толщиной стенки /с учетом прибавки на коррозию/, из легированной стали, неметаллических материалов, футерованные; транспортирующих высокоагрессивные вещества, – только из высоколегированных сталей, биметаллические, из цветных металлов, неметаллические и футерованные.

По месторасположению трубопроводы бывают внутрицеховые, соединяющие отдельные аппараты и машины в пределах одной технологической установки или цеха и размещаемые внутри здания или на открытой площадке, и межцеховые, соединяющие отдельные технологические установки, аппараты, емкости, находящиеся в разных цехах.

Внутрицеховые трубопроводы по конструктивным особенностям могут быть обвязочные /около 70% общего объема внутрицеховых трубопроводов/ и распределительные /около 30%/.

Внутрицеховые трубопроводы имеют сложную конфигурацию с большим количеством деталей, арматуры и сварных соединений. На каждые 100 м длины таких трубопроводов приходится выполнять до 80…120 сварных стыков.

Масса деталей, включая арматуру, в таких трубопроводах достигает 41% от общей массы трубопровода в целом.

Межцеховые трубопроводы характеризуются довольно длинными прямыми участками /длиной до нескольких сот метров/ со сравнительно небольшим количеством деталей, арматуры и сварных соединений. Масса деталей в межцеховых трубопроводах /включая арматуру/ составляет около 3…4%, а масса П-образных компенсаторов – около 7%.

Стальные трубопроводы разделяют на категории в зависимости от рабочих параметров /температуры и давления/ транспортируемого по трубопроводу вещества и группы в зависимости от класса опасности вредных веществ и показателей пожарной опасности веществ.

Источник: http://www.gosthelp.ru/text/Texnologicheskietruboprov.html

Цветовая маркировка трубопроводов по ГОСТ 14202

Маркировка трубопроводов отопления и гвс. Как маркировать трубопроводы пара? Маркировка коммуникаций различными приспособлениями

В настоящее время на Российских промышленных предприятиях персонал все чаще обращается в вопросам маркировки трубопроводов. При большом количестве и протяженности коммуникаций необходимость идентифицировать трубопроводы была всегда, но именно в последнее десятилетие, с внедрением современных материалов, появляется большое разнообразие способов маркировки.

На начальном этапе принимается решение о том, какой способ маркировки трубопроводов выбрать. Некоторые выбирают наиболее доступный — стрелки нанесенные краской.

Однако, современные предприятия стремятся производить маркировку трубопроводов согласно действующих государственных стандартов, основным из которых является ГОСТ 14202.

В данном ГОСТ самое первое и главное требование — цветовая маркировка трубопроводов.

Основы цветовой маркировки трубопроводов по ГОСТ 14202

Основным требованием ГОСТ 14202 к маркировке трубопроводов является опознавательная окраска трубопроводов в различные цвета в зависимости от транспортируемого вещества. Соответствие групп веществ и цветов представлены в таблице 1.

Таблица 1
Транспортируемое веществоОбразцы и наименование цветов опознавательной окраски
Цифровое обозначение группыНаименование
1ВодаЗеленый
2ПарКрасный
3ВоздухСиний
4
5
Газы горючие
Газы негорючие
Желтый
6КислотыОранжевый
7ЩелочиФиолетовый
8
9
Жидкости горючие
Жидкости негорючие
Коричневый
10Прочие веществаСерый

Таким образом, если на предприятии функционирует множество трубопроводов с различным содержимым, то цветовая маркировка трубопроводов по ГОСТ 14202 существенно упрощает визуальное восприятие и понимание схемы трубопроводов.

Например, для цветовой маркировки воздуховодов цвет окраски синий, ГОСТ 14202 предусматривает для синего цвета контрастный черный.

Однако, синий цвет (в обыденном его представлении) не контрастирует с черным. В такой ситуации ГОСТ 14202 рекомендует использовать синий цвет окраски с добавлением в краску белого цвета (на практике получается голубой).

Аналогично ситуация обстоит и с цветовой маркировкой трубопроводов щелочи — фиолетовый цвет на практике приобретает сиреневый оттенок.

Цветовая маркировка трубопроводов по ГОСТ 14202, транспортирующих опасные вещества

Не редко на предприятиях по трубопроводам транспортируются вещества, опасные для жизни и здоровья людей, окружающей среды. Для данных веществ предусмотрено дополнительное обозначение — предупреждающие цветные кольца.

Также, опасные вещества различаются по свойствам: легковоспламеняемые, огнеопасные, взрывоопасные и ядовитые, токсичные и радиоактивные. Соответствие цвета предупреждающих колец и опасного свойства представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Цвета предупреждающих колец
Образцы сигнальных цветовНаименование сигнальных цветовСвойство транспортируемого вещества
КрасныйЛегковоспламеняемость, огнеопасность и взрывоопасность
ЖелтыйОпасность или вредность (ядовитость, токсичность, способность вызывать удушье, термические или химические ожоги, радиоактивность, высокое давление или глубокий вакуум и др.)
ЗеленыйБезопасность или нейтральность

Различается и степень опасности транспортируемых веществ для человека. ГОСТ 14202 делит вещества по степени опасности на 3 группы, каждой группе соответствует определенное число колец опасности (таблица 3).

Таблица 3
ГруппаКоличество предупреждающих колецТранспортируемое веществоДавление в кгс/см²Температура в °С
1ОдноПерегретый парДо 22От 250 до 350
Горячая вода, насыщенный парОт 16 до 80Св. 120
Перегретый и насыщенный пар, горячая водаОт 1 до 16От 120 до 250
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)До 25От минус 70 до 250
Негорючие жидкости и пары, инертные газыДо 64От минус 70 до 350
2ДваПерегретый парДо 39От 350 до 450
Горячая вода, насыщенный парОт 80 до 184Св. 120
Продукты с токсическими свойствами (кроме сильнодействующих ядовитых веществ и дымящихся кислот)До 16От минус 70 до 350
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)От 25 до 64От 250 до 350 и от минус 70 до 0
Негорючие жидкости и пары, инертные газыОт 64 до 100От 340 до 450 и от минус 70 до 0
3ТриПерегретый парНезависимо от давленияОт 450 до 660
Горячая вода, насыщенный парСв. 184Св. 120
Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и дымящиеся кислотыНезависимо от давленияОт минус 70 до 700
Прочие продукты с токсическими свойствамиСв. 16От минус 70 до 700
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)Независимо от давленияОт 350 до 750
Негорючие жидкости и пары, инертные газыНезависимо от давленияОт 450 до 700

ГОСТ 14202 предусматривает применение всех возможных вариантов цветовой маркировки трубопровода.

Например, если трубопровод транспортирует опасное ядовитое вещество из группы “ГАЗ”, следовательно цвет трубопровода должен быть желтый, а также на него должны быть нанесены (в зависимости температуры и давления) предупреждающие кольца желтого цвета.

Однако, желтые кольца не будут заметны на желтом фоне. Для этого ГОСТ 14202 рекомендует нанесение каемок по краям колец.

Для желтых колец на желтом и оранжевом фоне — каемки черного цвета, для зеленых колец на зеленом фоне — каемки белого цвета.

Таким образом, основные требования ГОСТ 14202 к цветовой маркировке трубопроводов следующие:

  • – цветовая маркировка трубопроводов в зависимости от различных групп транспортируемых веществ;
  • – цветовая маркировка трубопроводов в зависимости от степени опасности транспортируемых веществ.

Для конкретизации типа вещества, его параметров, направления движения по трубопроводу наносятся маркировочные надписи в виде стрелок соответствующей формы и знаки опасности, требования к которым также содержатся в ГОСТ 14202.

В результате, правильная цветовая маркировка трубопроводов в соответствии с ГОСТ 14202 закрывает потребности любого предприятия в идентификации трубопроводов, транспортирующих как вещества разных групп, так и вещества с различными степенями опасности.

Источник: http://www.targis.ru/blog/cvetovaya-markirovka-truboprovodov-po-gost-14202/

Искарик
Добавить комментарий