Методы и средства санитарного просвещения. Методы и средства санитарно-просветительской работы

Презентация на тему: ФОРМЫ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ

Методы и средства санитарного просвещения. Методы и средства санитарно-просветительской работы

Выполнила студентка1 медицинского факультета504 группыКим В.М.

2

Слайд 2

Санитарное просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья.

Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Поведенческий фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний.

3

Слайд 3

Санитарно-просветительная работа в ЛПУ представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения.

4

Слайд 4

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников в лечебно-профилактическом учреждении и на обслуживаемой территории.

5

Слайд 5

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена:санитарное просвещение в поликлинике,стационаре,на участке.

6

Слайд 6: Методы и средства санитарно-просветительской работы

• собеседование; • групповые дискуссии; • лекции; • тематические вечера; • вечера вопросов и ответов;• устные журналы; • школы здоровья; • публикации в прессе; • конференции,Широко использует и методы наглядной агитации: • стенгазеты; • санбюллетени ; • выставки и уголки здоровья; • книжные выставки.

7

Слайд 9: 1. Санитарно-просветительская работа в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

– санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;- санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации.

Это обеспечивается:-агитационно-информационным воздействием;- наглядными средствами по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;- разъяснением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки);- чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;- демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов.

10

Слайд 10

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья – гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

11

Слайд 12

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д.

В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения:гиподинамия,курение,злоупотребление алкоголем,нерациональной питание,неправильный режим.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения.

13

Слайд 13

Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения.

Этот курс включает:- индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые гигиенические рекомендации;- групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача.

14

Слайд 14: 2. Санитарное просвещение в стационаре

Цель санитарно-просветительной работы в больнице — повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий привитием больному необходимых гигиенических навыков.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию :- о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, после выписки – служит целям вторичной профилактики заболеваний;- дополнительную медико-гигиеническую по общегигиеническим вопросам.

15

Слайд 15: Санитарно-просветительная работа осуществляется на всех этапах пребывания больного в стационаре:

– в приемном отделении – индивидуальная беседа, с вручением памятки, содержащей сведения о внутрибольничном распорядке, о гигиенических требованиях к поведению больных;- в палате – индивидуальная или групповая беседа;- в холлах больничных отделений – групповая беседа с больными, дискуссия в соответствии с нозологической формой заболевания с использованием тематических наглядных пособий — лекционных диапозитивов, лекторских папок;- при выписке – индивидуальная беседа с вручением памятки, содержащей гигиенические рекомендации, выполнение которых строго необходимо для успешной реабилитации и в целях профилактики рецидивов заболевания.

16

Слайд 16

Санитарное просвещение родственников и близких больного включает:- индивидуальную беседу в приемном отделении и выдачу листовки-памятки,- индивидуальные беседы лечащего врача в холле для посетителей и самовоздействие средствами санитарно-просветительного оформления этого помещения,- справочно-информационные материалы,- гигиеническая информация общего характера — пропаганда здорового образа жизни, важность профилактических осмотров, сезонная информация (профилактика гриппа, острых желудочно-кишечных заболеваний и т. д.);- целевая информация – профилактика хронических заболеваний.

17

Слайд 17: 3. Санитарное просвещение на обслуживаемой территории

Участково-территориальный принцип здравоохранения позволяет проводить широкую санитарно-просветительную работу на врачебном участке.

18

Слайд 18

Эта работа складывается из санитарного просвещения :- больных и их родственников при посещениях на дому;- всего населения обслуживаемой территории (информация населения о профилактических и оздоровительных мероприятиях, проводимых поликлиникой, и гигиеническое воспитание населения, направленное на привитие навыков здорового образа жизни).

19

Слайд 19

Значительный объем санитарно-просветительной информации население обслуживаемой территории получает через радио, кино, телевидение, прессу.

20

Слайд 20

Для надлежащего проведения санитарно-просветительной работы с населением ЛПУ должно иметь необходимое санитарно-просветительное оборудование и набор санитарно-просветительных средств.

21

Слайд 21

В целях методической подготовки медицинских работников по вопросам гигиенического воспитания населения и оказания им организационной помощи в ее осуществлении в отделениях профилактики поликлиник создается кабинет пропаганды здорового образа жизни.

22

Слайд 22

Основными задачами кабинета являются:- организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на санитарно-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни;-оказание организационной помощи врача в проведении санитарно-просветительных мероприятий;- комплектование материалов для пропаганды;-методическая помощь среднему медицинскому персоналу в проведении санитарно-просветительной работы с населением.

23

Слайд 23

Организация санитарно-просветительской работыАнализ практического осуществления санитарно-просветительной работы показывает, что нередко к ее проведению подходят формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами которых являются:- недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы;- отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения ( дифференцированности и целенаправленности пропаганды).

24

Слайд 24

Центр здоровья – для тех, кто не хочет заболеть.

25

Слайд 25

К основным задачам Центров здоровья относятся:формирование у граждан отвественного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;мотивирование их к отказу от вредных привычек;консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха.

26

Слайд 26

Виды обследованийаппаратный программный комплекс:психологическрое тестирование;тест зрительно-маторной реакции ( исседование ЦНС);определение уровня физического здоровья;оценка состояния вегетативной нервной системы ( тест вариационной пульсометрии );исследование иммунного статуса ( тест Гаркави );компьютеризированная спирометрия;оценка функциональной дыхательной системы;кардиовизор ( состояние сердца);

27

Слайд 27

ультразвуковое исследование сосудов нижних конечностейбиоимпендансометрия (определение состава тела: жировой массы, костей, мышечной массы, вода);экспересс анализ холестерина и глюкозы крови;смокилайзер ( определение степени курения);определение катенина в моче ( диагностика курения);определение токсических веществ в моче.консультация врача;динамическое наблюдение;ЛФК оп показанию.

28

Слайд 28

В структуру центра здоровья включены:кабинет медицинской профилактикикабинет тестирования на аппаратно-программном компьютерном диагностическом комплексекабинет лабораторного обследованиякабинет лечебной физкультурыкабинет школы здоровьякабинет стоматолога – гигиениста

29

Слайд 29

Проводимые исследования позволяют оценить уровень психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, оценить риски развития возможных заболеваний.

При необходимости врач рекомендует динамическое наблюдение в центре здоровья с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами рискаили наблюдение в кабинете медицинской профилактики, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах.

30

Слайд 30

В центрах здоровья для детей ведет прием педиатр, стоматолог – гигиенист, определяется уровень здоровья детей, проводится электрокардиография, определение уровня сахара и холестерина в крови, исследование показателей, отражающих дыхательную функцию и возможное пристрастие к курению.

При наличии письменного согласия законных представителей ребенка проводится анализ содержания алкоголя в крови, определение котинина и др. биологических маркеров наркотических веществ (алкалоидов).

На каждого обследованного ребенка заполняется «Карта здорового образа жизни ребенка», которая может выдаваться на руки родителям (законным представителям).

31

Последний слайд презентации: ФОРМЫ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ: Спасибо за внимание!

Пациент – это личность, которой необходимо персональное внимание.

Источник: https://slide-share.ru/formi-sanitarno-prosvetitelskoj-raboti-centr-zdorovya-13527

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений

Методы и средства санитарного просвещения. Методы и средства санитарно-просветительской работы

Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, работа по формированию здорового образа жизни наблюдаемого контингента, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительской работы.

Существует 2 основных направления санитарно-просветительской работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

  • санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические осмотры;
  • санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними (Лисицын Ю.П., 1987).

Успех профилактических осмотров во многом зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:

  • агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием;
  • наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самих лечебно-профилактических учреждениях;
  • разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки) и информации, размещенной на сайтах учреждений в Интернете;
  • чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;
  • демонстрацией тематических санитарно-просветительских видеофильмов.

Цель мероприятий – выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

По результатам исследований, применение методики аккордного санитарно-просветительского воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры повысило на 40% участие в них населения (Вайнер, 2007).

Дальнейшая санитарно-просветительская работа с населением проводится дифференцированно: а) среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания, б) больных (острыми и хроническими заболеваниями) и предусматривает пропаганду здорового образа жизни: рекомендации относительно труда, отдыха, питания, занятий фитнесом и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематических «памяток» или брошюр, содержащих практические советы, направленные на формирование здорового образа жизни.*

Особую важность приобретает санитарно-просветительская работа среди групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.

Из преморбидных состояний к наиболее прогностически опасным относятся: «склонность» к избыточному весу, повышенному артериальному давлению, гиперхолестеринемия, гипергликемия и т. д. В основе многих из них лежат нарушения здорового образа жизни: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим.

Санитарное просвещение лиц группы риска по развитию болезни включает вопросы первичной профилактики заболевания, направленные на коррекцию их образа жизни.

Часто необходимо воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительская работа должна строиться на прямом, повторном общении, в процессе которого реципиент берет на себя определенные обязательства по изменению своего образа жизни, а медицинский работник – контролирует выполнение этих обязательств (Вайнер Э.Н., 2007).

Методика санитарно-просветительской работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же факторы риска или начальные признаки развития болезней). К проведению групповых занятий привлекают терапевтов, узких специалистов: диетолога, врача (инструктора) лечебной физической культуры, психотерапевта. Участие психотерапевта имеет особое значение в связи с необходимостью создания психологической установки на необходимость коррекции образа жизни и мобилизации их волевых усилий.

Методика санитарно просвещения больных дифференцируется по 2-м направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями.

1. Методика санитарного просвещения больных с острыми заболеваниями

Программа-минимум должна включать обязательные сведения по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий важное влияние оказывают члены семьи.

Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача и обеспечивать грамотный уход за больным.

Методика работы с членами семьи предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с предписаниями, сделанными для больного.

2. Методика санитарного просвещения больных с хроническими болезнями

Многие хронические болезни являются следствием недостаточно эффективно пролеченных острых, поэтому адекватный образ жизни больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:

  • индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые медицинские рекомендации;
  • групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, в процессе которой повышается познавательная активность реципиентов. Это способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;
  • выдачу специальной «Книжки диспансеризуемого», являющейся основным элементом заочного обучения (в которой отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем).

«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего образа жизни, что способствует закреплению в его сознании полученных санитарно-просветительных рекомендаций, врачу – контролировать их выполнение пациентом.

В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительской работы может применяться также при коррекции лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.

Материал подготовлен: О.В. Гончарова, доктор медицинских наук,
главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»

Источник: http://mednet.ru/ru/zdorovyj-obraz-zhizni/sanitarno-prosvetitelskaya-deyatelnost/sanitarnoe-prosveshhenie-v-rabote-ambulatorno-poliklinicheskix-uchrezhdenij.html

3. Санитарное просвещение: принципы, организация, методы и средства

Методы и средства санитарного просвещения. Методы и средства санитарно-просветительской работы

Санитарноепросвещение— совокупность образовательных,воспитательных, агитационных ипропагандистских мероприятий, направленныхна формирование здорового образа жизни,профилактику заболеваний, сохранениеи укрепление здоровья, повышениетрудоспособности людей, продление ихактивной жизни.

Сцелью обеспечения высокого уровняздоровья цель каждого медицинскогоработника в своей работе — опиратьсяна профилактическую направленность.Уровень профилактики в стране отражаетхарактер общественно-экономических,научно-технических и политическихусловий жизни.

Взадачи санитарного просвещения входит:

•распространениемедицинских и гигиенических знаний;•воспитание санитарно-гигиеническихнавыков с целью сохранения и укрепленияздоровья;• повышение санитарно-гигиеническойкультуры.

Санитарно-гигиеническоепросвещение должно проводиться с учетомпола, возраста, климато-географическихособенностей, национальных обычаев,традиций и других факторов.

В своейработе по воспитанию здорового образажизни фельдшер должен учитывать иусловия жизни населения, куда входятматериальные и нематериальные факторы(социальные, политические идуховно-нравственные). Индивидуальноеи общественное здоровье зависит отвышеперечисленных факторов.

ПриказомМЗ Российской Федерации осанитарно-просветитель-ской работе длясредних медицинских работниковпредусмотрено ежемесячно уделять 4 чпропаганде здорового образа жизни всчет рабочего времени с проведениемпланирования и отчета по проделаннойработе.Службу санитарного просвещениявозглавляет Главное санитарно-эпидемиологическоеуправление, Отдел медицинских проблемформирования здорового образа жизни,Центральный научно-исследовательскийинститут санитарного просвещения МЗРоссийской Федерации.

Методыи средства санитарно-просветительскойработы

Ворганизации своей санитарно-просветительскойработы фельдшер наряду с традиционнымиметодами обучения населения по вопросамохраны здоровья, такими как:

•собеседование;•групповые дискуссии;• лекции;•тематические вечера;• вечера вопросови ответов;• беседы за круглым столом;

•устныежурналы;• школы здоровья;• публикациив прессе;• конференции,широкоиспользует и методы наглядной агитации:•стенгазеты;• санбюллетени;•выставки и уголки здоровья;• книжныевыставки.

1. Здоровье населения. Обусловленность здоровья населения (индивидуального, группового, общественного)

Общественноездоровье и здравоохранение каксамостоятельная медицинская наукаизучает воздействие социальных условийи факторов внешней среды на здоровьенаселения с целью разработкипрофилактических мер по его оздоровлениюи совершенствованию медицинскогообслуживания. Общественное здоровьезанимается изучением широкого кругамедицинских, социологических,экономических, управленческих, философскихпроблем в конкретных историческихусловиях.

Вмедико-социальных исследованиях приоценке здоровья целесообразно выделятьчетыре уровня:

первыйуровень – здоровье отдельного человека– индивидуальноездоровье;

второйуровень – здоровье социальных иэтнических групп – групповоездоровье;

третийуровень – здоровье населенияадминистративных территорий –региональноездоровье;

четвертыйуровень – здоровье популяции, обществав целом – общественноездоровье.

Характеристикигруппового, регионального, общественногоздоровья в статике и динамикерассматриваются как интегральноесостояние здоровья всех вместе взятыхиндивидуумов. При этом следует понимать,что это не просто сумма данных, а суммавзаимосвязанных количественных икачественных показателей.

Дляоценки индивидуального здоровьяиспользуется ряд весьма условныхпоказателей: ресурсы здоровья, потенциалздоровья и баланс здоровья.

Ресурсыздоровья –это морфофункциональные и психологическиевозможности организма изменять балансздоровья в положительную сторону.Повышениересурсов здоровья обеспечивается всемимерами здорового образа жизни(питание,физические нагрузки и т.д.).

Потенциалздоровья –это совокупность способностей индивидуумаадекватно реагировать на воздействиевнешних факторов. Адекватность реакцийопределяется состояниемкомпенсаторно-приспособительных систем(нервной,эндокринной и др.) и механизмомпсихической саморегуляции (психологическаязащита и т.д.).

Балансздоровья –выраженное состояние равновесия междупотенциалом здоровья и действующимина него факторами.

Внастоящее время крайне мало показателей,которые объективно отражали бы количество,качество и состав общественного здоровья.Во всем мире ведется поиск и разработкаинтегральных показателей и индексовоценки здоровья населения. Это связанос рядом причин.

Источник: https://studfiles.net/preview/3547709/page:57/

Санитарное просвещение: принципы, формы, методы и средства

Методы и средства санитарного просвещения. Методы и средства санитарно-просветительской работы

Санитарное просвещение – это раздел медицины, разрабатывающий методы гигиенической культуры.

Санитарно-гигиеническое просветительство распространяет среди граждан необходимые знания и навыки с целью охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, сохранения активности и высокой трудоспособности на протяжении всех периодов жизни, долголетия, воспитания подрастающего поколения.

Принципы и задачи

Санитарное и гигиеническое просветительство – это раздел медицинской науки, занимающийся разработкой и внедрением методов повышения санитарной культуры во всех слоях населения.

В задачи санитарного просвещения входит не только распространение гигиенической культуры, но и стимулирование граждан к внедрению полученных знаний в ежедневную жизнедеятельность, воспитание здоровых гигиенических привычек.

Просветительская работа опирается на опыт не только медицины, как науки, но и опыт социологии, педагогики, психологии.

Основные принципы санитарного просвещения Российской Федерации:

  • Государственное значение.
  • Научный подход.
  • Доступность мероприятий для слоев населения.
  • Массовый охват всех целевых аудиторий.

Формы

Формы санитарного просвещения основываются на действенных методах пропаганды и агитации, которые проводятся в формах:

  • Устная передача информации (личные и групповые беседы, лекции, дискуссии, прямое общение с пациентами в формате вопросов и ответов, пр.).
  • Средства массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания, тематические фильмы, передачи и т. д.).
  • Наглядная агитация (брошюры, плакаты, листовки, памятки и т. д.).
  • Комбинация средств (использование нескольких каналов).

Активные методы

К активным методам распространения гигиенической и санитарной культуры относятся лекции, беседы, семинары, круглые столы, «школы пациента» и т. д.

То есть, наиболее действенные методы санитарного просвещения – это те, где у лектора или медработника есть прямой контакт с аудиторией.

Получение обратной связи важно тем, что это дает возможность выяснить, насколько понятен был прочитанный материал, помогает ответить на все волнующие публику вопросы, понять, какие темы нуждаются в более полном раскрытии и каких знаний или навыков не хватает целевой аудитории.

Для закрепления полученных знаний участникам бесед или лекций раздаются печатные материалы в форме бюллетеней, листовок, памяток и т. д.

Часто лекции сопровождаются тематическими выставками, где происходит распространение санитарно-гигиенической литературы. Лекция – это один из методов активной пропаганды и охватывает значительное количество слушателей.

Недостатком такой формы просвещения является ограниченность аудитории и краткосрочность влияния.

Еще одной активной формой распространения знаний и воспитательного процесса является беседа. Для тематической беседы достаточно выделить 15-20 минут.

При подготовке этой формы пропаганды опираются на фактический материал, даются конкретные рекомендации по теме беседы, предлагаются методы достижения желаемого результата.

В задачу устного метода санитарного просвещения входит передача знаний о предупреждении болезней, здоровом образе жизни, гигиене труда и быта и пр.

Пассивные методы

Пассивные методы имеют меньший эффект в решении тактических задач, но стратегически имеют не меньшее влияние на аудиторию. Средствами этого вида распространения знаний и воспитательной работы выступают:

  • Телевидение (тематические кинофильмы, документальное кино, передачи, тележурналы и т. д.).
  • Печатные средства массовой информации (газеты, журналы, научно-популярная литература, учебная литература и т. д.).
  • Радио (передачи, беседы, радио-постановки и т.д.).
  • Наглядная агитация (плакаты, брошюры, листовки, изобразительное искусство и т. д.).

Пассивная передача знаний носит массовый характер и охватывает большие группы населения – районные центры, города, республики или страну в целом.

Санитарное просвещение преследует несколько целей, одна из них – популяризация здорового образа жизни. Распространение информации и привлечение населения реализуется методами агитации и пропаганды и охватывает все сферы гигиены:

  • Личную, общественную.
  • Трудовую (все виды деятельности – промышленная, гуманитарная, сельскохозяйственная и т. д.).
  • Профессиональных заболеваний.
  • Жилищную, системы питания и воспитания.
  • Борьбу с травматизмом.

Второй целью пропагандистской работы в сфере санитарного просвещения населения является внедрение в повседневную деятельность каждого человека мероприятий, направленных на профилактику заболеваний.

На современном этапе внимание уделяется предупреждению таких патологий:

  • Сердечно-сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемия).
  • Онкологические заболевания (ранняя диагностика предраковых состояний).
  • Туберкулез.
  • Заболевания, передающиеся половым путем.
  • Острые простудные заболевания.

Просветительская деятельность проводится с учетом особенностей целевой аудитории, к которой она обращена (национальные традиции, пол, возраст, сфера деятельности и т. д.).

Учреждения

Научным и методическим центром санитарно-гигиенического просвещения является Центральный НИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни.

В учреждении проводятся исследования по направлениям:

  • Медицинские и социальные аспекты ЗОЖ.
  • Совершенствование системы и методов санитарного просветительства.
  • Просветительная работа по охране здоровья женщин и детей.

Просветительная и воспитательная работа – обязательная часть деятельности каждого медицинского учреждения и всех медработников. В Российской Федерации все лечебно-профилактические организации обязаны проводить соответствующие мероприятия, направленные на воспитание населения.

Основная деятельность по санитарно-гигиеническому просвещению находится в компетенции центров профилактической работы, а также специализированных кабинетов профилактики при амбулаториях и поликлиниках. Также свою лепту в организацию просветительства вносят международные организации (Общество трезвости, Красного Креста и т.д.).

Просветительство в поликлиниках

Медицинские учреждения каждого уровня применяют собственные подходы к санитарному просвещению населения. Для амбулаторий и поликлиник наиболее действенным методом пропаганды ЗОЖ является привлечение здоровых граждан к регулярному прохождению профилактических осмотров.

В периоде диспансеризации здоровым людям рассказывают о преимуществах здорового образа жизни, даются рекомендации о доступных видах физической нагрузки, советы по системе питания, и проводится агитация по борьбе с вредными привычками.

Гражданам с выявленной угрозой появления патологии врачами поликлиники даются советы по профилактике заболеваний, рассказывается о первых признаках и симптомах болезни, обязательно вручается памятка с систематизированным материалом о правилах и коррекции гигиенического поведения.

Пациентов с хроническими заболеваниями ставят на учет, приглашают на занятия и лекции. В ходе этих мероприятий больным рассказывают о способах доврачебной самопомощи, дают рекомендации по поддержанию здоровья и профилактике обострений болезни.

В поликлиниках активно используется наглядная агитация – уголки здоровья, плакаты с призывами вести здоровый образ жизни, возле кабинетов специалистов размещают материалы с информацией о наиболее распространенных заболеваниях и способах их профилактики. Врачи проводят индивидуальные беседы с пациентами, отвечают на все вопросы, дают персональные рекомендации по коррекции санитарного поведения во всех видах жизнедеятельности.

Просветительство в стационарах

Санитарная просветительная работа в условиях стационаров концентрируется на донесении до пациентов знаний о правилах гигиенического поведения в больнице и после выписки из нее. Лечащий врач и медицинская сестра консультируют больного по общим вопросам гигиены, дают рекомендации, способствующие скорейшему выздоровлению.

В стационарах для пациентов организуют лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, вовлекают больных в тематические дискуссии. Эти формы пропаганды и агитации проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах, объединенных общей проблематикой одного заболевания, вредных привычек или образа жизни.

Санитарное просвещение в очагах эпидемий направлено на призыв к больным о скорейшей госпитализации, такая же работа проводится с ближайшими родственниками пострадавших лиц. Проводится санитарный инструктаж населения охваченной эпидемией области.

Инструктаж и обучение

Обязательные курсы санитарного просвещения проходят работники некоторых специальностей:

  • Парикмахеры, банщики.
  • Продавцы продуктовых товаров.
  • Сотрудники прачечных.
  • Работники водопроводных станций и жилсервиса, пр.

Для каждой категории занятости существует определенный курс, зависящий от особенностей, специфики деятельности. Предметами, обязательными к изучению, вне зависимости от сферы деятельности, являются:

  • Охрана окружающей среды.
  • Общественное здоровье (охрана водных источников, атмосферы, утилизация и уборка отходов, профилактика профессиональных заболеваний).
  • Охрана здоровья сотрудника (общие правила гигиенической и санитарной безопасности, соблюдение ТБ на рабочем месте, использование средств индивидуальной защиты на производствах и т. д.).

Знания – путь к здоровью

Роль санитарного просвещения состоит в активном формировании у граждан здорового образа жизни. Методами пропаганды и агитации медицинские и социальные работники убеждают граждан в необходимости соблюдать правила санитарной культуры.

Конечной целью санитарно-гигиенического просвещения населения являются твердые убеждения, подкрепленные привычками и поступками, направленными на сохранение здоровья, умственную и физическую активность, участие в профосмотрах, профилактику болезней.

Источник: https://fb.ru/article/384073/sanitarnoe-prosveschenie-printsipyi-formyi-metodyi-i-sredstva

Искарик
Добавить комментарий