Смертная казнь в римском праве. Применяемые казни в Древнем Риме: виды. Преступления в древнем риме

Римское уголовное право

Смертная казнь в римском праве. Применяемые казни в Древнем Риме: виды. Преступления в древнем риме

История римского уголовного права насчитывает длительный и весьма непростой путь его становления и развития. Такая ситуация была обусловлена, прежде всего, политическими переменами, происходившими в римском государстве.

По существу, уголовное право, будучи признанным в процессе своего развития публичным компонентом римской правовой системы, зеркально отражало эволюцию социально-политического противодействия в Риме и выступало в качестве одного из орудий экономически господствовавшего класса в деле защиты и укрепления рабовладельческих отношений и института частной собственности.

Одной из особенностей уголовного права в Древнем Риме выступило то, что на начальных этапах его формирования, соответствующие отношения, входившие в предмет правового регулирования рассматриваемой отрасли, не носили публичного характера.

Большинство противоправных деяний в то время рассматривались в качестве деликтов, в связи с чем, уголовное преступление, не считалось формой нарушения общественных интересов, а рассматривалось в качестве посягательства на права частных лиц – деликта.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Пример 1

Так, например, в соответствии с положениями Законов XII таблиц, основанием возникновения частного деликта могло выступать совершение кражи, причинение личной обиды, выраженной, в том числе, в членовредительских действиях, причинение материального вреда, например, путем неосторожного поджога здания, вырубки чужого леса и т.д.

В целом, анализ положений Законов XII таблиц, позволил исследователям выявить три самостоятельных деликта, составлявшие основу римского уголовного права:

  1. Delictum privatum – исторически возникший раньше других, частный деликт, который ставил правонарушителя в положение должника потерпевшего. К данной форме деликта относились все виды физического посягательства на личность: от самого легкого – побоев и оскорблений физического характера до наиболее тяжкого правонарушения – членовредительства;
  2. Furtum – частный деликт, заложивший основу формирования преступлений против собственности. В качестве особенности данного деликта можно назвать то, что мера ответственности виновного дифференцировалась в зависимости от того был ли вор задержан на месте совершения преступления;
  3. damnum injuria datum – деликт, связанный с повреждением или уничтожением чужих вещей.

Постепенно, наряду с категорией частных деликтов, которые, как было отмечено выше, занимали промежуточное значение в римской системе права между частными и публичными отраслями права, происходило формирование непосредственно публичных деликтов, которые могли быть в полной мере отнесены к категории преступлений. Примерами публичных деликтов выступали убийство, клевета, преступления против государства (например: передача врагу римского гражданина, подстрекательство к нападению на Римское государство) и т.д.

Римское уголовное право в республиканский период

Развитие системы римского права в республиканский период происходило при значительном воздействии преторского права. В частности, путем принятия многочисленных эдиктов происходило значительное расширение рассмотренных выше деликтов, например:

  1. К первой группе частных деликтов, наряду с физическим посягательством на личность потерпевшего стали относить посягательства на личные нематериальные блага личности – честь, достоинство, семейные устои и т.д.
  2. В отношении второй группы – имущественных деликтов были изменены меры ответственности: вместо телесных наказаний, вводились штрафные иски против самого вора, а также против лиц, у которых находили краденые вещи, либо которые оказывали сопротивление при проведении обыска. Кроме того, рассматриваемая группа была дополнена путем включения в него признаков разбойного нападения;
  3. В конце республиканского периода римскими юристами был сформулирован еще один деликт, связанный с материальным возмещением вреда, причиненного потерпевшего в результате его обмана правонарушителем.

Развитие уголовного права в период Римской Империи

Период империи характеризуется расцветом уголовно-правового регулирования, произошло значительное расширение системы самостоятельных преступлений, путем окончательного решения вопроса о публичном характере ряда деликтов, относившихся в предшествующие периоды к частным: отдельные виды краж, все посягательства против личности.

Замечание 1

Кроме того, в период империи оформился целый ряд новых составов преступлений, в том числе, связанных с посягательством на интересы государства и порядка управления: взяточничество, подлог, фальшивомонетничество и т.д.

Значительные изменения претерпела и система уголовных наказаний в период Римской империи, в частности:

  • Происходит увеличение количества видов уголовных наказаний;
  • Наряду с расширением перечня видов уголовных наказаний, происходит усиление их карательной направленности, вместо господствовавшего ранее принципа возмездия;
  • В качестве меры ответственности за совершение тяжких преступлений в рассматриваемый период вновь стали применяться квалифицированные виды смертной казни, переставшей применяться в конце республиканского периода;
  • Смертная казнь признавалась в качестве высшей меры наказания, а дополнительно к ней применялась конфискация всего имущества виновного лица и утрата им всех прав;
  • Широко практиковались пожизненные каторжные работы на рудниках, при этом приговоренный к соответствующим работам фактически превращался в раба, поскольку лишался всей прав, принадлежавших ему ранее;
  • Система уголовных наказаний характеризовалась сословным характером, выраженным, например, в том что, представители элиты римского общества наказывались смертной казнью только в исключительных случаях, в свою очередь, к представителям низших сословий, высшая мера наказания применялась достаточно часто, количество составов преступлений, предусматривающих соответствующую меру ответственности доходило до 31.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovnoe_pravo/rimskoe_ugolovnoe_pravo/

наказание

Смертная казнь в римском праве. Применяемые казни в Древнем Риме: виды. Преступления в древнем риме

НАКАЗА́НИЕ (עֹנֶשׁ, онеш), кара за несоблюдение законодательных норм, предписывающих или запрещающих совершение определенных действий.

Введение

Наказание за отклонение от принятых норм как в религиозном, так и в секулярном законодательстве основано на представлении о способности человека совершать выбор между исполнением предписаний закона и нарушением их и его ответственности за результаты своего выбора.

Наказание должно соответствовать тяжести нарушения. Согласно представлениям иудаизма, любое нарушение религиозного закона противоречит воле Бога, давшего человеку определенные заповеди и запреты (см. Грех).

В ортодоксальном иудаизме существует представление, что кара в определенных случаях ниспосылается непосредственно Богом (см. также Воздаяние), в других же — налагается общественными учреждениями в силу Божьего веления.

В библейском, талмудическом и послеталмудическом законодательстве установлены три общих принципа определения наказания:

  1. наказываются только нарушения, совершенные вопреки ясному предупреждению (в Талмуде — хитраа), данному в виде библейского закона (как правило, известного каждому еврею) или полученному от свидетелей, заранее объяснивших нарушителю, какое наказание угрожает ему (Санх. 8б; Мак. 6б);
  2. суд (см. Бет-дин) может наложить наказание лишь на основании показаний свидетелей нарушения;
  3. цель наказания — двойная: устрашение, ясно выраженное в Библии («Весь народ да услышит и убоится, и не будут впредь поступать зловредно» — Втор. 17:13, и др.), и устранение из общины нечестивых элементов («Истреби зло из среды себя» — Втор. 13:5–6 и др.).

Классификация нарушений по их составу и обстоятельствам их совершения, а отсюда — и по степени их тяжести (преступления перед Богом или против ближнего, его семьи или общества; нарушения положительных заповедей или запретов — см.

Мицвот, сознательные или непреднамеренные, совершенные в уединении или на глазах у многих) проводится уже в Пятикнижии (см. также Библия), но соответствующая терминология разработана позже — в Талмуде.

Из различных наказаний (штраф; жертвоприношение; бичевание; отлучение — ниддуй или херем; привязывание к позорному столбу; изгнание; смерть «от руки небес» (см.

Карет) или казнь по приговору суда) некоторые упомянуты уже в Пятикнижии рядом с заповедями, за нарушение которых они налагаются, а другие — в талмудических и более поздних галахических постановлениях, а также в постановлениях (см. Такканот) общин, существовавших в разное время в различных странах.

Наказание согласно библейским законам

Источник сведений о наказании в еврейском законодательстве библейской эпохи — своды законов, включенные в Пятикнижие, а также отдельные замечания, разбросанные по другим книгам Библии.

Наказание за преступления перед Богом (в том числе за нарушения правил культа и других религиозных предписаний, таких как запрет идолопоклонства, законы о ритуальной чистоте, кашруте, жертвеннике и жертвоприношениях, о кохенах и левитах, и т. п.

) перечислены в основном в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие, однако наказание за нарушение заповеди обрезания упоминается уже в книге Бытие (17:10–14).

Наказание за преступления против ближнего, семьи или общества (убийство, кража, присвоение чего-либо силой, обман, неуплата за исполненную работу, причинение другим телесных увечий или нанесение ущерба имуществу, кровосмешение и прелюбодеяние (см. Половая жизнь), изнасилование или совращение, хула на доброе имя жены, занятие колдовством и т. п.

) названы главным образом в книгах Исход, Левит и Второзаконие, и лишь одно из них (наказание за кровопролитие) — в книге Бытие (9:5–6). В Пятикнижии упомянуты и наказания за конкретные проступки, не связанные с определенными законами, как наказание, ниспосланное Богом Надаву и Авиху, принесшим пред Господом «огонь чуждый, какого Он не велел им» (Лев.

10:1–2), а также Корею и его сообщникам, восставшим против Моисея и Аарона (Чис. 16). Описаны и обряды, которые могли привести к наказанию или искупительному жертвоприношению: таковы испытание водой женщины, заподозренной мужем в измене (Чис. 5:11–31), и обряд, совершавшийся в случае, если находили труп человека, убитого неизвестно кем (Втор. 21:1–9). В случае непреднамеренного убийства библейский закон заботился о спасении убийцы от кровной мести, предписывая прятать его в одном из городов-убежищ.

Преступления перед Богом

Осознание греха в иудаизме тесно связано с представлением о бесконечном разрыве между величием и святостью Бога, с одной стороны, и ограниченностью сил и разума человека, с другой.

Ощущение этого разрыва — одна из центральных тем дискуссии между Иовом и его друзьями; оно проявляется и в видении посвящения в пророки Исайи (глава 6), который чувствует себя погрязшим в грехах своего народа, а также в покаянии царя Давида в грехе с Бат-Шевой (Пс. 51).

Наиболее тяжелым из упоминаемых в Библии наказаний, таким, как карет и смертная казнь, подвергались: богохульники; поклоняющиеся идолам или подстрекающие к этому других; лжепророки; приносящие (или посвящающие) детей Молоху; нарушители предписаний, связанных с соблюдением отдыха в субботу; преступающие закон обрезания; едящие квасное (см. Хамец) в праздник Песах. Кн. I Ц.

(21:10) свидетельствует о существовании древнего закона или обычая (выведенного, видимо, из фразы «Начальника в народе твоем не поноси», Исх. 22:27), который осуждает на смертную казнь человека, ругающего царя; заповедь «поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой» (Втор. 17:15) позволяет отнести поношение царя к числу преступлений перед Богом.

Преступления против ближнего

Тягчайшими из них считались убийство (см. также Кровь), кровосмешение и прелюбодеяние, мужеложство и скотоложство. Все эти нарушения Библия сурово осуждает (Лев. 18:2–30; 20:10–23); за них полагается карет или смертная казнь (см. выше).

Казни подлежит также: поносивший или бивший родителей; «непокорный сын» (бен сорер у-море); человек, изнасиловавший обрученную девицу (при определенных обстоятельствах, например, недостаточном сопротивлении, казни подвергается и сама девица — см. Втор.

22:23–24); причинивший побоями смерть беременной женщине; обесчестивший дочь кохена; похитивший и продавший человека; «строптивый старец» (закен мамре), то есть влиятельное лицо, призывающее к неповиновению решениям суда (библейское обоснование этого закона — Втор. 17:8–12).

Смертная казнь

По отношению к отдельным нарушителям закона Пятикнижие предписывает два способа смертной казни: побивание камнями или — редко — сожжение (согласно ИбН.

7:15 и 25, приговоренный к сожжению был сначала побиваем камнями). Тело казненного могло быть повешено на дереве для всеобщего обозрения, но его следовало похоронить до наступления ночи (Втор. 21:22–23).

Только как о массовой акции закон говорит о «предании мечу» (Втор. 13:13–16).

Бичевание (розги или палочные удары)

Источник: https://eleven.co.il/judaism/commandments-and-precepts/12900/

Искарик
Добавить комментарий